СТРУКТУРА ОБРАЗА Я В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТРУКТУРА ОБРАЗА Я В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Уляева Л.Г. , каф. психологии РГАФК

Представление о себе (субъективный образ своего Я) складывается под влиянием оценочного отнесения собственных мотивов, целей и результатов своих поступков с другими людьми, с канонами и социальными нормами поведения, принятыми в обществе. Образ Я - относительно устойчивое непременное условие каждого акта целеполагания. В большей или меньшей степени он осознан, переживается как уникальная система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими людьми и самим собой ( 9, 12, 15 и др.).

Образ Я как особое психическое образование было выделено и охарактеризовано У. Джемсом еще в 1892 г. в рамках изучения самосознания. В последнем он различал Я-объект, или Я-познаваемое, и Я-субъект, или Я-познающее. В эмпирических исследованиях основное внимание уделялось Я-объекту, который в последствии стали называть образом Я.

З. Фрейд рассматривает образ Я в тесном единстве с телесными переживаниями: "Я прежде всего телесно, оно не только поверхностное существо, но даже является проекцией некоторой поверхности" (с.363). Причем любые психические акты он выводит из биологической природы тела, указывая также на значимость для психического развития человека социальных связей и взаимодействия с другими людьми.

По мнению Е.Т. Соколовой образ Я - интегративное установочное образование, включающее следующие компоненты:

  • когнитивный - как образ своих качеств, способностей, возможностей, социальной значимости, внешности и т. д.;
  • аффективный - как отношение к самому себе (самоуважение, себялюбие, самоунижение и т.д.), в том числе и как к обладателю этих качеств;
  • поведенческий - как реализация на практике мотивов, целей и условий в соответствующих поведенческих актах.

Сохраняя данную трехкомпонентную структуру, И.С. Кон подчеркивает, что образ Я - это не просто психическое отражение в форме представлений или понятий, но и социальная установка, разрешаемая через отношение личности к самой себе.

В недрах этой активности формируется "схема тела" или Я-образ организма - итог всех процессов, отражающих состояние внутренних органов, мышц и активации организма в целом. На уровне социального индивида активность человека подчинена принадлежности к общности. Она регулируется нормами, правилами, обычаями, уставами и т.д. Я-образ облегчает человеку ориентацию в системе этих активностей за счет формирования в нем системы самоидентичностей: половой, возрастной, социально-психологической (этнической, модообразование) и т.д. На уровне личности активность субъекта называется прежде всего потребностью в саморегуляции и основой Я-образа становится дифференцирующая составляющая, направленная на выделение личности из социума и обеспечивающая ее самоактуализацию. Итак, по мнению В.В. Столина, "выявление своей социальной ценности и смысла своего бытия, формирование и изменение представлений о своем будущем, прошлом и настоящем характеризуют самосознание личности" (с. 62).

"В процессе жизнедеятельности у организма формируется некоторое стабильное психическое образование - образ самого себя (схема тела), позволяющий ему более адекватно и эффективно действовать" (с. 24)

Одной из основных особенностей психического образа является, по мнению Д.А. Ошанина, двойственность его назначения: будучи инструментом познания, он в то же время является и регулятором действия. Как инструмент познания образ призван отражать объект во всем богатстве и многообразии его доступных отражению свойств. Как регулятор действия он представляет собой специализированный информационный комплекс, содержание и структурная организация которого подчинены задачам конкретного целесообразного воздействия на объект. Ключ к решению психологической проблемы образа кроется в понимании сложных отношений между когнитивной и операциональной функциями образа, постоянно взаимодействующими друг с другом.

Когнитивный образ представляет собой "хранилище" сведений об объекте. Будучи инструментом познания, он остается функциональным, соответствуя совокупности форм активного отражения объекта и неся в себе совокупность его потенциальных оперативных структур. В отношении любого из возможных действий с объектом когнитивный образ прежде всего характеризуется избыточностью. Отсюда вытекает практическое значение когнитивных образов: они являются средством выявления потенциально полезных свойств объекта.

Оперативный образ есть идеальное специализированное отражение преобразуемого объекта, складывающееся по ходу выполнения конкретного процесса управления и подчиненное задаче действия. Он участвует в преобразовании информации, поступающей от объекта, в целесообразные воздействия на объект. В оперативный образ в первую очередь включены те стороны объекта, которые преобразуются в процессе управления. Задача управления определяет, каким образом, в какой последовательности, с каким относительным весом значимости отражаемое должно быть отражено.

В оперативных образах всегда присутствует когнитивный фон, составляя их более или менее полезную информация об объекте, может непосредственно использоваться в действии. В этом случае вся структура становится оперативной. При этом различие между оперативным и когнитивным образом перестает существовать (13).

"Я" в теориях личности (3, 7, 18 и др.) рассматривается как результат выделения себя из окружающей среды, позволяющий ощущать себя субъектом физических и психических свойств, состояний, действий и процессов, свою целостность и тождественность с самим собой как в отношении своего прошлого, так настоящего и будущего. Я формируется в деятельности и общении. Я оценивается субъектом в Я-концепции , образуя ядро человеческой личности.

"Самость" как объяснительный принцип существует с начала 20-го века. У. Джеймс характеризует ее как внутреннее субъективное бытие человека, ощущение тождественности со своим телом, окружающей природой, другими людьми. Самость формируется и изменяется под воздействием признания окружающих. "Самость" положена в основу теории личности К. Роджерса.

Отечественный психолог В.В. Столин в Я-концепции выделяет три уровня: физический Я-образ (схема тела), обусловленный потребностью в физическом благополучии организма; социальная идентичность, связанная с потребностью человека в принадлежности к общности и обусловленная стремлением быть в этой общности; дифференцирующий образ Я, характеризующий знание о себе в сравнении с другими людьми и придающий индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации.

В Я-концепции образ Я выступает в качестве операнда, который отражает готовность, установку личности, образуя центральный момент Я-концепции как установку человека на самого себя (1).

Если к этому добавить, что в теории деятельности А.Н. Леонтьева операции представляются как определяемые условиями, что для них свойственен высокий уровень автоматизма, то можно с уверенностью говорить о важном значении операциональности для формирования и динамики образа Я в спортивной деятельности.

Учитывая вышеизложенное об образе Я в структурах сознания, самосознания и Я-концепции несложно прийти к заключению о том, почему данные структуры "не работают" в практике спорта. Они не обладают необходимым уровнем конкретизации разработок по отношению к практике педагогической деятельности вообще и к практике спортивной деятельности в частности.

Все немногочисленные исследования с использованием образа Я связаны с конкретными условиями (учеба в школе, возрастная специфика, социальный компонент, искажение образа Я у больных, физические дефекты у детей), а структура образа Я применительно к спортивной деятельности не изучалась.

В связи с этим, можно предположить, что в условиях спортивной деятельности образ Я будет выступать в двух аспектах: Я-физическое (когнитивный и операциональный компоненты) и самоотношение (рис. 1).

Литература:

1. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 422с.

2. Джемс У. Психология /Под ред. Л.А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991. - 368с.

3. Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. - М.: МГУ, 1982. - 128с.

4. Кон И.С. Открытие "Я". - М.: Политиздат,1989. - 44с.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304с.

6. Леонтьев А.Н. Психология образа //Вестник МГУ - сер.14 - психология - 1974. - №2. - С.3-13.

7. Мейли Р. Структура личности //Экспериментальная психология. - М., 1975. Вып.5. - С. 196-283.

8. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности самосознание. Учебное пособие к спецкурсу. - Пермь: ПГПИ, 1990. - 108с.

9. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида /Отв. ред. Б.А. Грушин. - М.: Наука, 1990. - 221с.

10. Ошанин Д.А. Концепция оперативности отражения в инженерной и общей психологии //Образ в регуляции деятельности (К 90-летию со дня рождения Д.А. Ошанина). - М.:"Рос. психол. общество", , 1997. - С. 5-23.

11. Роджерс К. К науке о личности //История зарубежной психологии. Тексты. - М.: МГУ, 1986. - С. 200-231.

12. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: о месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. - М.: АН СССР, 1957. - 328с.

13. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности отражения. - М.: МГУ, 1985. - 232с.

14. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: МГУ, 1989. - 215с.

15. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М.: Политиздат, 1972. - 303с.

16. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: МГУ, 1983. -284с.

17. Фрейд З. Я и Оно. - Л.: Академия, 1924. - 370с.

18. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб: Питер Пресс, 1997. - 608с.

19. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977. - 144с.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Уляева, Л.Г. Структура образа "Я" в спортивной деятельности // Сб. тр. учен. РГАФК 1999 г. - С. 124-130. - М., 1999.