СЦЕНИЧЕСКАЯ ПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ АНИМАТОРОВ

СЦЕНИЧЕСКАЯ ПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ АНИМАТОРОВ

Шеин В.Н.

Спортивная анимация в настоящее время известна как один из эффективных способов организации спортивно - развлекательных, досуговых и оздоровительных программ. Это объясняется тем, что процесс вовлечения людей в двигательную деятельность в спортивной анимации имеет вид спортивно - театрального представления, где главными действующими лицами и исполнителями являются как аниматоры, так и вовлекаемые в игру люди. В связи с этим возрастают требования к подготовке будущих специалистов спортивной анимации.

Разбирая особенности специфики деятельности спортивных аниматоров, мы выявили ряд основных доминирующих качеств, которыми должны обладать специалисты в этой области, это:

  • педагогические
  • психологические
  • двигательные

Так для развития двигательных возможностей студентов на кафедре "Спортивная режиссура" РГАФК в программу подготовки спортивных аниматоров входят такие дисциплины как:

  • хореография
  • спортивные танцы
  • аэробика
  • различные виды спортивной двигательной деятельности (лыжи, лёгкая атлетика, коньки, гимнастика, плавание)
  • подвижные игры

Но одним из основных предметов этой программы является "Сценическая пластика". Которая помимо решения двигательных задач: развитие подвижности опорно-двигательного аппарата и контролируемости его движений, развивает так же и основные элементы психофизики студентов, это: все виды внимания, воображение, идеомоторику, утончённость мышечных ощущений, фантазию, память органов чувств и память физических действий. Все это необходимо аниматорам для решения задуманных художественных образов посредством пластики тела.

В связи с этим нами была подготовлена и апробирована методика обучения по курсу "Сценическая пластика", состоящая: из традиционных гимнастических упражнений, комплекса подвижных игр, а также комплекса упражнений, взятых из системы подготовки артистов пластических жанров.

Основу методики составляет аналитический комплекс пантомимы, направленный на развитие умения управлять различными группами мышц. Сюда включены упражнения на подвижность позвоночного столба, мышц шеи, плечевого пояса, тазобедренных суставов, коленных, голеностопных, а так же кистевых и локтевых суставов.

Специфика выполнения упражнений заключается в следующем: студентам предлагается перечисленными выше частями тела осуществлять локальные движения по задаваемым заранее траекториям. На начальном этапе это могут быть простейшие передвижения: "вперед - назад", "вверх - вниз", "кресты", "круги", "квадраты", и т. д. Постепенно задание усложняется; заданными точками на трех условных плоскостях "пишутся" слова или цифры, или "рисуются" простые фигуры: "солнышко", "ромашка" и т. д.

На втором этапе используются упражнения, где локально работающие части тела движутся от импульсов, задаваемых педагогом. Это могут быть легкие удары, толчки, прикосновения, которые указывают направление движения выбранной части тела. Для усложнения этого упражнения можно использовать двойные импульсы, а так же различные типы движения: равномерное, "с затуханием", "дробленное".

На третьем этапе - движения производятся под "диктовку" представляемого образа, это могут быть образы каких-либо животных, предметов, явлений природы. Условно выбранные части тела представляются как отдельные организмы и совершают движения в темпо - ритмической структуре воображаемого объекта. Наивысшей степенью сложности данного упражнения является выполнения его одновременно с двумя и более воображаемыми объектами: например стопа движется как "змея",а плечо как "муравей".

Наивысшим этапом обучения является выполнение этюдов решаемых пластичностью всего тела, состоящих из упражнений типа "человек - предмет", "человек - животное".

Выполнение этих упражнения способствуют развитию гибкости опорно-двигательного аппарата, контролируемости движений любой части тела, устойчивости внимания, концентрации внимания на работающих и неработающих мышечных группах, , комбинированного внимания (одновременно на нескольких объектах), а так же, на более поздних этапах, развитию воображения, наблюдательности, фантазии и идеаматорики.

Помимо аналитического комплекса пантомимы как дополнение в нашей методике широко использованы упражнения и подвижные игры на развитие основных элементов психофизики актера, используемых в программах театральных ВУЗов. Основным упражнением в этом дополнительном комплексе является упражнение на память физических действий(ПФД).

Предлагаемая нами методика способствует:

1) обогащению и расширению двигательных возможностей

2) более успешному освоению сложно координационных упражнений

3) развитию необходимых элементов психофизики для освоения мастерства актёра.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Шеин, В.Н. Сценическая пластика как средство специальной подготовки спортивных аниматоров // Сборник трудов ученых РГАФК 1999 г. - С. 158-161. - М., 1999.