ВОЗМОЖНОСТИ ОЦЕНКИ ВРОЖДЕННЫХ ЗАДАТКОВ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ВОЗМОЖНОСТИ ОЦЕНКИ ВРОЖДЕННЫХ ЗАДАТКОВ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Абрамова Т.Ф. ВНИИФК, Москва.

Индивидуальный подход при решении задач воспитания и обучения детей дошкольного и школьного возраста - одна из основных составляющих оптимизации формирования здорового и образованного подрастающего поколения. В основе индивидуализации лежит раннее распознавание конституциональной специфичности ребенка, его генетического потенциала.

Среди множества генетических маркеров, сопряженных с разного рода врожденными задатками и определяющих индивидуальные особенности роста, развития и здоровье человека, в качестве наиболее доступных для практики выделяются признаки пальцевой дерматоглифики.

Дерматоглифические признаки формируются во внутриутробном состоянии и не изменяются в течении жизни. Наиболее простые и доступные в распознавании - признаки пальцевой дерматоглифики (ПД) - узоры на концевых фалангах пальцев рук. Учитываются три основных типа узоров: дуга - отсутствие узора, петля - простой узор, завиток - сложный узор, суммарная сложность узоров - дельтовый индекс (Д10), который рассчитывается как сумма петель и удвоенная сумма завитков (изменяется от 0 до 20), суммарное количество гребешков внутри узора на 10 пальцах рук (СГС).

Оригинальные исследования спортсменов экстра-класса (более 800 человек 30 видов спорта), как наиболее жесткой модели реализации генетического потенциала, в настоящее время свидетельствует, что ПД действительно четко дифференцируют виды спорта, как деятельность разной преимущественной энергетической и биомеханической направленности, указывают на доминанту дефинитивного развития отдельных физических качеств: высокие Д10 и СГС- это предрасположенность к развитию ловкости, координации, хорошей обучаемости, выносливости; низкие значения Д10 и СГС соотносятся с высоким силовым потенциалом в короткое время реализации при относительно слабом развитии тонких мышечных ощущений.

Показано так же, что очень низкие значения Д10 и СГС сопряжены с консервативностью мышления, высокой авторитарностью и нигилизмом; напротив, очень высокие Д10 и СГС указывают на подвижность и аналитичность процессов мышления, но неустойчивость психоэмоционального статуса в экстремальных условиях; средние уровни Д10 и СГС соотносятся с устойчивым психоэмоциональным статусом, прямолинейным мышлением, быстрой, но не всегда адекватной реакцией.

Изучение пальцевой дерматоглифики у детей с врожденными нарушениями опорно-двигательного аппарата показало, что низкие Д10 и СГС, а более того - рассогласование между ними (значительное снижение СГС относительно Д10) указывает на возможность серьезных отклонений в генетических задатках, связанных со снижением физического развития и разного рода отклонений от нормы. Это подтверждается также наличием сочетаний наиболее низкого уровня физического потенциала (физические качества и функциональные особенности) с очень низким уровнем и аналогичным рассогласованием характеристик пальцевой дерматоглифики среди спортсменов и студентов, не занимающихся спортом.

Таким образом, признаки ПД могут быть использованы для оценки врожденных задатков ребенка в любом возрасте с целью индивидуализации воспитательного подхода, выбора средств и методов обучения, ранней диагностики и профилактики разного рода нарушений роста и развития, и даже в практике профориентации, в том числе и в практике спортивного отбора и подготовки.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Абрамова, Т.Ф. Возможности оценки врожденных задатков детей и подростков // Сб. тр. учен. РГАФК 1999 г. - С. 163-165. - М., 1999.