СИНДРОМ ИНВОЛЮЦИОНО-ДЕГЕНЕРАТИВНОГО ИНФАНТИЛИЗМА ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ КАК СЛЕДСТВИЕ ОФИЦИАЛЬНО ПРИНЯТОЙ ВЕРБАЛЬНОЙ ОСНОВЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

СИНДРОМ ИНВОЛЮЦИОНО-ДЕГЕНЕРАТИВНОГО ИНФАНТИЛИЗМА ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ КАК СЛЕДСТВИЕ ОФИЦИАЛЬНО ПРИНЯТОЙ ВЕРБАЛЬНОЙ ОСНОВЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

Базарный В.Ф., д.м.н., ак. АТП руководитель научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области

На научных форумах парламентских слушаниях, посвященных проблемам здоровья подрастающего поколения, из уст специалистов медиков все чаще звучит набат тревоги: "Пожар! Под ногами горит земля! Караул! Мы вымираем!" Причем объективные статистические данные указывают именно на это: у нас более нет здоровых молодых людей, которые бы могли оставить после себя здоровое жизнеспособное потомство.

К сожалению сладостно поющие "Сирены" - многочисленные "новейшие" Целители и Центры Целительства, "За 30 секунд все и вся исцеляющие", не позволяют осознать обществу и власти все то, что на самом деле уже произошло с нашими детьми и внуками.

Не позволяют осознать все происходящее и сами медики, создавшие устойчивый миф о всесильности медицины, о неограниченных возможностях различных академических Центров.

Не позволяют осознать все происходящее и навязанные обществу такие универсальные "средства" целительства, а точнее мыслештампы как: "Деньги! Экология! Экономика! Политика! Питание!" и т.д..

Логика же истинных деструктивных процессов, развернувшихся в недрах нашей духовной и телесной конституции, остается глубоко сокрытой от общественного сознания.

На протяжении 25 лет с различными научными коллективами мы скрупулезно изучали подлинные истоки и логику массовой возрастающей в поколениях немощи и нездоровья нашего народа. И неожиданным здесь оказалось то, что ведущим звеном, "раскручивающим" в поколениях эпидемию психического и телесного нездоровья, оказалось такое привлекательное для общественного сознания творение цивилизации как официально принятая вербальная (читайте "языком болтающая", "безрукая", жизнь по книгам познающая, отрешения от чувств и т.д.) основа строительства отечественной школы.

И чтобы хоть приблизительно понять о чем, собственно говоря, идет речь достаточно зайти в любой класс начальной школы и посмотреть в какой позе пребывают дети в процессе письма. И мы вдруг откроем как дети, согнувшись буквально в крючок, судорожно вцепившись в ручку, приостановив от напряжения дыхание, в настоящих муках буквально носом выводят свои "судорожные" каракули по страницам тетради.

Безусловно, многие поколения видели все это и даже пытались бороться с данной "дурной", но чрезвычайно устойчивой привычкой. И освещенность улучшали и ростомерную мебель внедряли. Ничего не помогало! Даже "костыли"- упоры между лбом и столом ставили. И чтобы почувствовать подлинную силу, все более и более гнущую книзу каждое новое поколение, достаточно напомнить, что после таких "костылей" - упоров через несколько лет у детей выявлялась деформация лицевой части черепа (!?)

В конце концов мир взрослых махнул рукой и на гигиену, и на ростомерную мебель, а следовательно на здоровье школьников, а данная доминатно - согбенная учебная поза детей так и осталась для науки как "нечистая сила", с которой бороться бесполезно.

Специальными исследованиями, выполненными под нашим руководством, были, наконец, раскрыты истоки и страшная, очень страшная логика возникновения и развития данного аномального динамического стереотипа. И об этом мы постоянно пишем и выступаем в течение 20 лет. Здесь приведем механизм его развития в наиболее общем плане.

Во- первых, установлено, что внешняя согбенность отражает ситуацию чрезмерной, порой запредельной внутренней напряженности (закрепощенности) всех вегетативных ритмов, всей непроизвольной моторики, подведенной под фундамент функциональной жизни организма, причем, как психической, так и физической.

Во- вторых, вскрыто, что данная напряженность отражает переход вегетативной и психомоторной сфер на эмбрионально -ваготонический судорожно - импульсивный режим жизнедеятельности.

В - третьих, выявлено, что данная напряженная поза является для организма настоящим стрессом, истощающим симпатико - адреналовую, иммунологическую, духовно - психическую функциональные системы растущего организма.

Вскрыты самые трагические последствия таких режимах работы на всю вегетативную и духовную сферу подрастающих поколений. Это угасание физического и духовного энергетического потенциалов, а также прогностического усилия и прогностического мироощущения, а в итоге - главного духовного феномена, возвысившего нас в эволюции,- творческого воображения.

Это дезинтеграция и распад сенсорных энерго - информационных контуров. Это расторможение и проникновение в вегетативную и духовную жизнь эмбриональной импульсивно - рефлекторной стратегии жизнеобеспечения и т.д..

Установлено, что развитие детей на основе данной аномально - доминантной напряженной позы- это механизм глобального закрепощения и "заглушения" реализации генетических видовых программ, механизм формирования глубинной телесной и духовно - психической незрелости подрастающих поколений - явления, определенного нами, как синдрома инволюционно - дегенеративного инфантилизма.

Вскрыто, что данный синдром неумолимо возрастает год от года, от поколению к поколению.

Установлено, что феномен популяционной акселерации (феномен "удлиненного тела"), "вдруг" сменившегося на ретардацию (возрасающий удельный вес низкорослых) как раз и отражает различные фазы инволюционно - дегенеративного инфантилизма.

Вскрыто, что в основе формирования синдрома генерализованного психомоторного и вегетативного закрепощения ( напряжения), лежит, с одной стороны, глубокая незрелость телесно - координаторных функций детей, поступающих в школу, с другой,- игнорирование в базовом учебном плане школы подходов целенаправленной "рекультивации" ( воспитания) психомоторных функций ( графических, речевых) на фоне технико - скоростных установок школы вне учета зрелости и самочувствия ребенка.

Продолжающееся на протяжении ряда поколений игнорирование целенаправленного формирования телесно - координаторных функций спровоцировал цепную реакцию дезинтеграции и распада базового механизма, возвысившего нас в эволюции,- механизма синтеза между чувственной и моторной сферами. И последствия данного синдрома на духовную и физическую сферу только начинают набирать свою разрушительную силу.

Между тем в течение 20 лет мы настойчиво предлагаем обществу программу радикальной реорганизации фундамента строительства отечественной школы. Она заключается в строительстве учебного процесса на основе полноты активности органов чувств, на основе стратегии постоянной (на протяжении всего урока) моторно - поисковой активности, на основе художественного и конструктивного рукотворчества и т.д..

Конкретные дидактические технологии и технические устройства защищены 44 патентами.

Учитывая особую роль Личности учителя в духовном и физическом развитии детей мы предлагаем программу оценки эффективности работы каждого учителя по динамике нравственного, творческого и физического развития детей.

Опыт показал, что внедрение подобных программ возможно только на основе межведомственных государственных программ. Реальный опыт такой политики и механизма управления отработан в Республике Коми под руководством Главы - Ю.А.Спиридонова, где "система" внедрена в 400 образовательных учреждениях (министр Н.А. Садовский) и где получен убедительный результат по сохранению и улучшению показателей развития и здоровья в учебном процессе. В последние годы серьезную поддержку в данной работе оказывает Комитет по науке и образованию Государственной Думы, в т.ч. Президиум НПСР.

Что же касается физической культуры, то мы убеждены в том, что необходимо срочно поднимать престиж преподавателей физической культуре до заместителя директора образовательного учреждения по физическому воспитанию учащихся, а также обязательное внедрение в базовый учебный план как минимум по 1 уроку физической культуры ежедневно.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Базарный, В.Ф. Синдром инволюционо-дегенеративного инфантилизма подрастающих поколений как следствие официально принятой вербальной основы строительства отечественной школы // Сб. тр. учен. РГАФК 1999 г. - С. 172-177. - М., 1999.