ИГРОВОЙ МЕТОД В СИСТЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

ИГРОВОЙ МЕТОД В СИСТЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Годунова К.Ф., каф. адаптивной физической культуры

1.Описание патологии.

Термин "церебральные параличи" объединят группу двигательных нарушений, возникающих в результате недоразвития или повреждения головного мозга во внутриутробном (пренатальном) периоде, в момент родов (интернальном) или на первом году жизни (в раннем постнатальном периоде), т. е. в период его наиболее интенсивного развития.)

1.1. Основные формы детского церебрального паралича (ДЦП):

- Спастическая диплегия (синдром Литтля)

Гемипаретическая форма

Гиперкинетическая форма

Атонически - астатическая форма

В ряде случаев двигательные нарушения носят осложненный характер, т. е. сочетание разных форм заболевания.

1.2. Степени тяжести нарушений :

Тяжелая

Средняя

Легкая

1.3. Структура двигательного дефекта:

( Нарушение последовательности и темпа созревания двигательных функций)

В возрасте от нескольких месяцев до 18 лет отставание функции удержания головы

Повороты со спины на живот и наоборот отставание до 2 - 3 лет (в норме - 6,5-7 месяцев)

Поза сидения длительность формирования у основной массы детей с ДЦП - от года до 3 лет

Прямостояние от года до 3 лет

Ходьба - только 8.9% смогли овладеть этой функцией до двух лет, особенно сильно задерживаются в овладении этой функцией дети с атонически - астатической формой и при тяжелой степени спастической диплегии

Нарушение локомоторно - статических функций (неправильное положение головы, отсутствие ее свободных движений, нарушения осанки, недостаточность опорности ног, нарушение устойчивости.

У многих детей с ДЦП наблюдались различные ассиметрично выступающие элементы позы, наиболее частой из них была поза "фехтовальщика", поза "ножниц"

Рассогласование в работе зрительных, глазодвигательных и моторных систем и, следовательно, нарушение формирования механизмов активного устойчивого внимания

Нарушения функций рук (соразмеренности, точности, дифференцированности и т. п.)

1.4. Причины двигательных нарушений

ограничение или невозможность произвольных движений

нарушение мышечного тонуса (насильственные движения - гиперкинезы)

нарушение ощущений движения (кинестезий)

ассоциированные и позитивно поддерживающие реакции (пользование наиболее здоровой и сохранной половиной тела, особенно рукой)

нарушение реципрокной иннервации (особенно при спастич. диплегии)

выраженность позотонических рефлексов

2. Реабилитационно - коррекционные мероприятия.

В связи с особенностями патологии, реабилитационно - коррекционные мероприятия должны носить комплексный характер, так как чаще всего вместе с основным диагнозом у детей с ДЦП идет еще и ЗПРР, нарушения осанки, различные формы плоскостопия, а иногда, не только соматические, но и психо - эмоциональные заболевания.

Также для этих детей характерно затруднение в процессе социальной адаптации и коммуникациях за пределами учебных, реабилитационных учреждений или дома.

Поэтому с детьми чаще всего помимо врачей ЛФК, педиатра и невропатолога работают еще и логопед и дефектолог.

3. Применение игрового метода при реабилитации детей - инвалидов.

Так как у детей дошкольного и младшего школьного возраста игровая деятельность является одной из ведущих, то игровой метод при проведении учебных, тренировочных и реабилитационных занятий, на наш взгляд, является одним из основных.

Игры для детей от 4 до 15 лет должны удовлетворять всем основным требованиям и особенностям данного контингента, а также индивидуальным особенностям каждого ребенка, поэтому занятия должны проводиться мало групповым методом, а иногда и индивидуально.

Предлагаемые нами игры делятся на пять основных блоков:

1. Игры для развития моторики

  • Игры для развития тонкой моторики
  • Игры для развития крупной моторики

2. Игры для развития психических процессов (памяти, внимания мышления, и т. д.)

3. П.И. для сенсорного развития

  • для развития чувства равновесия
  • зрительной чувствительности
  • для развития кинестетики и тактильной чувствительности
  • для развития слухового анализатора

4. П.И. Для развития речи

  • для развития собственно речевых функций
  • артикуляционной моторики
  • речевого дыхания

5. Игры для социальной адаптации.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Годунова, К.Ф. Игровой метод в системе реабилитации детей-инвалидов с детским церебральным параличом // Сборник трудов ученых РГАФК 1999 г. - С. 178-181. - М., 1999.