НОВЫЕ НАУЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

НОВЫЕ НАУЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Зайцева В.В., д.п.н., Сонькин В.Д., д.б.н., Изаак С.И., к.п.н.

Современные представления биологии человека, теоретической медицины и психологии, теории и методики физического воспитания сходятся в том, что для оптимизации состояния человека необходим индивидуализированный подход. Поиск путей индивидуализации в физическом воспитании ведется давно, но преимущественно на основе персонификации методик подготовки, имеющих целью достижение среднестатистических половозрастных нормативов двигательной подготовленности. Однако среднестатистические показатели снижаются по мере ухудшения состояния здоровья и уровня физической готовности в связи с социальными, экономическими и экологическими проблемами. Различия между людьми разных типов конституции столь велики, что из-за них нередко наблюдаются существенные искажения статистики, когда вычисляется "средняя норма".

Более того, среднестатистический подход нивелирует все индивидуальные особенности людей, требуя от них полного единообразия. Это далеко не безразлично для здоровья и психики тех, кто обладает ярко выраженными конституциональными особенностями, например, представителей дигестивного или астенического телосложения. Особенно остро реагируют на уравнительный подход подростки, организм которых и без того переживает существенную возрастную перестройку органов и систем.

Концепция индивидуального подхода, разрабатываемая авторами на протяжении ряда лет, базируется на учете природной разнокачественности морфофункциональных свойств людей. Обоснованием ее служит экспериментальное доказательство того факта, что представители разных типов конституции существенно отличаются не только по показателям физического развития, но и по целому ряду характеристик нейрофизического статуса, в том числе по двигательным возможностям. Эти различия обусловлены врожденными особенностями организма, попытка "исправить" которые (в том числе педагогическими методами) может оказаться опасной для здоровья. Гораздо целесообразнее учитывать природную разнокачественность людей в процессе физического воспитания, не вступая с ней в противоречие.

Учет потенциальных двигательных возможностей индивидуума в физическом воспитании базируется на представлении о конституциональной норме и специально разработанных типологических оценочных шкалах и нормативах, одновременно служащих эффективным педагогическим, психологическим и социальным инструментом мотивации к физическому самосовершенствованию.

Кроме того, выявление и учет конституционально-типологической принадлежности позволяет использовать типоспецифичные методики, что обеспечивает значительное повышение эффективности кондиционной физической тренировки. Разбиение популяции (с помощью строгих математических моделей) на 3 категории делает анализ физического и двигательного развития значительно более точным, но одновременно столь сложным и громоздким, что успешно справиться с ним может только современный компьютер. В помощь педагогам разработаны практические методы реализации индивидуального подхода на основе компьютерных технологий, что позволяет автоматизировать процесс диагностики физического состояния и регламентации тренировочных нагрузок оздоровительной направленности, реализовать типологический подход при групповых занятиях.

Авторами разработано семейство разнообразных компьютерных систем для нужд физического воспитания и оздоровительной физической культуры детей от 3 до 17 лет и взрослых. Алгоритмы этих компьютерных программ построены с учетом современных достижений возрастной физиологии, антропологии, спортивной физиологии и медицины, теории и методики физического воспитания, а также включают некоторые идеи и приемы, разработанные в космической физиологии и медицине для оценки и коррекции физического состояния космонавтов.

Новые технологии физического воспитания являются здоровье-сберегающими, они обеспечивают учет природных особенностей конституции и за счет этого повышают мотивацию к занятиям физической культурой; позволяют осуществлять динамический валеологический мониторинг физического состояния учащихся; пригодны для создания единой информационной системы валеологического мониторинга и валеологической аттестации оброзовательных учреждений.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Зайцева, В.В. Новые научные технологии в физическом воспитании / Зайцева В.В., Сонькин В.Д., Изаак С.И. // Сб. тр. учен. РГАФК 1999 г. - С. 182-184. - М., 1999.