МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ 3-6 ЛЕТ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ 3-6 ЛЕТ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Изаак С.И., Соболев А.М., ВНИИФК, ВФД №19, Москва

Мониторинг физического состояния детей, посещающих детские дошкольные учреждения (ДДУ) Северо-Западного округа г. Москвы, с 1991 г. по настоящее время осуществлялся сотрудниками Врачебно-физкультурного диспансера N 19 с помощью компьютерной экспертной системы "Малыш" (компьютерная программа рекомендована Правительством Москвы для широкого внедрения в дошкольных учреждениях города; постановление N 628 п.3.3 от 6 июля 1993 г.).

В ходе обследований проводилась оценка уровня физического развития (по 4 показателям) и определялась гармоничность-дисгармоничность (в процентах от нормы) физического развития у каждого индивида. Осуществлялся также контроль за развитием двигательной сферы дошкольников по комплексу показателей, характеризующих основные двигательные качества. При этом наряду с количественной оценкой результатов двигательных тестов (в баллах) конкретного индивида рассчитывалась интегральная характеристика степени развития моторики и ее уровень по сравнению с поло-возрастной нормой. Исходя из данных тестирования были сформированы индивидуальные рекомендации по организации двигательного режима, питанию, закаливанию. Педагогическому коллективу ДДУ выдавалась обобщенная оценка физического состояния детей, а также рекомендации по коррекции программ занятий с учетом характерных для группы отклонений в развитии отстающих двигательных качеств.

В 1997 году обследовано 482 мальчика и 365 девочек в возрасте от 3 до 6 лет. В ходе проведенных обследований были выявлены дети с отставанием в физическом и моторном развитии . В группе мальчиков сниженные по сравнению с поло-возрастной нормой характеристики физического развития отмечались у 111 детей (23%) и низкая и ниже среднего степень развития моторных функций у 112 (23.2%) В группе девочек низкий и ниже среднего уровни физического развития и двигательной подготовленности наблюдались в 37.8% и 50% случаев.

При этом прослеживается тенденция уменьшения с возрастом количества детей со сниженными характеристиками физического развития с 32.8% в 3 года до 26.3% в 6 лет в группе мальчиков; с 39.2% в 3 года до 33.1% в 6 лет - в группе девочек. Процент лиц, отстающих от сверстников по уровню физической подготовленности с возрастом, наоборот, нарастает с 15.2% у мальчиков и 18% у девочек в трехлетнем возрасте до 22.8% у мальчиков и 42% у девочек в шестилетнем возрасте. Сниженные характеристики в 6 лет наблюдаются в скоростно-силовых качествах (в 45% случаев) и статической выносливости мышц спины (21.5%).

Результаты тестирования позволили сформировать рекомендации по организации двигательного режима, направленные на коррекцию двигательных качеств ребенка. Повторное обследование этих же детей через 6 месяцев показало изменение характеристик физического состояния: уровень физического развития вырос в среднем на 5%, уровень физической подготовленности - на 18%.

Таким образом, применение компьютерной экспертной системы позволяет осуществлять оценку физического состояния ребенка и оптимизировать оздоровительную физическую активность. Использование этой системы позволяет проводить динамические обследования больших контингентов детей без существенных затрат времени. Эффективность использования компьютерной программы показана на примере многолетней работы сотрудников ВФД N 19.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Изаак, С.И. Мониторинг физического состояния детей 3-6 лет с применением компьютерных технологий в условиях дошкольных учреждений / Изаак С.И., Соболев А.М. // Сборник трудов ученых РГАФК 1999 г. - С. 185-187. - М., 1999.