ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ РЕБЕНКА

ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ РЕБЕНКА

Киршева Н.В., к.п.н., доцент

Развитие ребенка, его рост не может происходить бесконфликтно, особенно в кризисные периоды развития. На различных стадиях развития личности ребенок преодолевает определенные возрастные конфликты.

Если эти конфликты разрешаются успешно, то возрастной кризис не принимает острых форм и заканчивается образованием определенных личностных качеств, свойств, умений у ребенка.

Если конфликт не разрешен ребенком, то он, переходя на новую стадию своего развития переносит необходимость решать противоречие - конфликт, свойственные предыдущей стадии.

Э.Эриксон, известный психоаналитик из США, в книге "Детство и общество" излагает свой взгляд на психологические стадии развития "Я", в ходе которой индивид устанавливает свои ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Во- вторых, он утверждает, что становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, но растягивается на весь жизненный цикл. И, в- третьих, Эриксон говорит, что каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, способные принимать положительные и отрицательные значения, он описывает типичные конфликты на различных стадиях развития личности.

Возраст

Суть конфликта Типичные жалобы, проблемы Развитие отношений между детьми и родителями
1. Рождение - 1 год

Стадия "Доверие - недоверие"

Конфликт между доверием и недоверием к окружающему миру
  • Проблемы с кормлением и засыпанием.
  • Сепарационная тревога (цепляние, хватание, плач)
  • Тревога, связанная с чужими людьми
Синхрон

ность отношений "Родитель - Новорожденный"

Взаимная привязанность родителей и детей.

2. 1 - 3 года

Стадия "Самостоятельность - нерешительность"

Конфликт между чувством независимости и ощущением стыда и сомнениями
  • Сепарационные трудности (скандалы, истерики, тошнота)
  • Взрывы, импульсивно-агрессивные вспышки (неуправляемая агрессия)
  • Оппозиционно поведение (реакции протеста, отказы (не буду, не хочу), нарушение границ
  • Задержки речи (логопедические)
  • Проблемы с укладыванием спать (ритуалы)
  • Изменения в пищевых привычках (аппетит)
  • Проблемы с туалетными навыками
Взаимозависимость родителей и детей.
3. 4 - 5 лет

Стадия "Предприимчивость и чувство вины"

Конфликт между инициативностью и чувством вины.
  • Должно завершиться формирование туалетных навыков (энурез)
  • Не играет в игры с другими детьми
  • Ночные кошмары (страхи темноты, монстры, перед засыпанием)
  • Артикуляционные проблемы
  • Координационные двигательные навыки (одевание)
  • Застенчивость
  • Вопросы по поводу смерти и умирания (в норме)
Отношения партнерства между детьми и родителями
4. 6 - 11 лет

Стадия "Умелости и неполноценности"

Конфликт между умелостью и чувством неполноценности.
  • Школьные проблемы и фобии (боязнь школы, учителей)
  • Признание и отвержение со стороны сверстников.
  • Проблемы в поведении (ложь, кражи, поджоги, асоциальное поведение)
  • Дефицит внимания (гиперактивное поведение)
  • Нарушения в обучении, учебной деятельности
  • Проблемы с самооценкой (лидерство)
  • Беспокойство о семье и мировых событиях (о разводе, ссорах в семье)
  • Раннее или запаздывающее физическое развитие
Взаимное отчуждение детей и родителей

Дружба со сверстниками того же пола.

Однополые группировки

5. 12 - 18 лет

Стадия "Идентификация личности и путаница ролей"

Конфликт между пониманием принадлежности к определенному полу и непонианием форм поведения, соответствующих данному полу.
  • Любовь и ревность к родителям
  • Интерес к другим людям, идеализация, примеривание ролей
  • Проблемы самооценки (комплексы неполноценности) самопознание (негативная идентификация)
  • Асоциальное поведение
Индивидуализация подростков

Формирование компаний сверстников


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Киршева, Н.В. Проблемы детского развития и психотерапевтические приемы коррекции ребенка // Сборник трудов ученых РГАФК 1999 г. - С. 188-190. - М., 1999.