ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ ТАНЦЕВ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В ШКОЛЕ

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ ТАНЦЕВ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В ШКОЛЕ

Коваленко А.А., каф. спортивной режиссуры РГАФК, заведующий лабораторией спортивного танца, Коваленко Г.П., Московская Федерация спортивного танца, тренер-преподаватель

Спортивные бальные танцы являются молодым развивающимся видом спорта, каковым они официально признаны в 1995 году. Однако, как социокультурное явление они существуют в России с середины 50-х годов. Длительный период бальные танцы являлись частью культурно-досуговой деятельности и развивались в рамках художественной самодеятельности. Они получили распространение не только в крупных центрах (Москва, Ленинград и т.п.), но и в самых отдаленных регионах России. Однако, силой объективных и субъективных обстоятельств, развитие бальных танцев стало уделом энтузиастов со всеми вытекающими из этого последствиями.

Более чем за 40 лет практически не появилось каких-либо серьезных разработок программно-методических материалов по современным бальным, а тем более спортивным, танцам, если не считать достаточно большого количества брошюр "В помощь художественной самодеятельности" с описанием новых отечественных бальных танцев и подобного учебника "Бальные танцы" под редакцией Уральской, вышедшего в 1979 году.

В настоящее время отсутствие детальных разработок по теории спортивных и бальных танцев и по методике их преподавания ощутимо тормозит развитие данного вида двигательной деятельности. Решение указанных проблем входит в тематику исследований лаборатории спортивного танца РГАФК. В течение 1995-98 г.г. в лаборатории разработана Учебная программа по спортивным танцам для спортивных школ, а также серия учебных программ и учебно-методические материалы по ряду отдельных направлений подготовки танцоров. Данные учебные программы охватывают как работу по подготовке спортивных резервов, так и спортивно-оздоровительную деятельность спортивно-танцевальных коллективов (СТК) и секций.

На основе перечисленных программно-методических материалов разработана учебная программа по ритмике и спортивным танцам для общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. Программа рассчитана на 2-3 года обучения с годовым объемом - 36 часов.

Учебная программа включает обучение умению двигаться в различных музыкальных ритмах, подготовку в области бального, социального танца, носящую общеразвивающие физические и хореографические функции.

Программа первого года обучения направлена на решение следующих задач:

-общая и специальная физическая подготовка, нацеленная на освоение набора простейших танцевальных технических действий;

-общая хореографическая подготовка средствами бальной хореографии и современного танца;

-развитие ритмической координации;

-техническая подготовка, построенная на освоении и понимании основных принципов танцевальных передвижений в различных видах танцев и основных технических действий.

На втором году обучения основные направления подготовки в целом сохраняются с некоторым усложнением задач.

Учебный материал включает до 20-ти танцев бальной программы, а также комплексы ритмических танцевальных упражнений и ритмические танцы в современных стилях.

Указанная учебная программа в течение ряда лет апробировалась авторами в одной из школ ЮЗАО г. Москвы. Занятия проводились с учащимися 1-3-х классов в рамках одного из двух, положенных в неделю, часов физического воспитания. В результате, не теряя в уровне физической подготовленности, учащиеся приобретали определенные навыки в спортивных танцах. Разумным завершением годичной подготовки было проведение Олимпиады по ритмике с участием до 40 человек (20 пар) из параллели (4 первых класса). Методика проведения Олимпиады разработана в рамках учебной программы и основана на исполнении учащимися как комплексов ритмических упражнений, так и набора из 5-7 бальных танцев.

Опыт ведения занятий показал, что возможности спортивных танцев могут достаточно эффективно использоваться в физическом воспитании в общеобразовательной школе. При этом подобные занятия расширяют возможности организации культурно-досуговой деятельности.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Коваленко, А.А. Программно-методические основы использования спортивных танцев в физическом воспитании в школе / Коваленко А.А., Коваленко Г.П. // Сб. тр. учен. РГАФК 1999 г. - С. 194-196. - М., 1999.