КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОБЛЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Г.С.Туманян

При огромном количестве постановлений, решений, заверений об укреплении здоровья молодого поколения итоги прошедших десятилетий безрадостны: 15% дошкольников функционально не готовы к обучению в школе, а после 10 лет обучения число абсолютно здоровых молодых людей снижается в 4-5 раз и составляет лишь 3%. Эти и другие факты красноречиво свидетельствуют об общем упадке физической культуры в нашем обществе. И в то же время мы - ведущая спортивная держава. Разительное противоречие!

Инвентаризация научного потенциала, накопленного НИР по физической культуре и спорту за 50 лет, открывает размеры ущерба, нанесенного народу ведомственным увлечением профессиональным спортом. Из 5024 кандидатских и 193 докторских диссертаций, выполненных за 50 лет (1938-1988), лишь 13 работ посвящены воспитанию дошкольников и 113 - воспитанию школьников. В то же время свыше 72% работ посвящены совершенствованию системы подготовки высококвалифицированных спортсменов. Столь поверхностное внимание отечественной науки к проблемам массовой физической культуры не могло не отразиться на здоровье народа. Сейчас оно находится в опасности.

Для того, чтобы остановить этот злосчастный конвейер, необходимы организационно-управленческие и научно-методические шаги.

Учитывая, что здоровье, по утверждению ученых, зависит на 15-20% от генетики, 50% - от образа жизни, 15-20% - от социальной среды (в том числе качества физического воспитания), а также то, что возрастной период до 20 лет во многом определяет последующее состояние здоровья всего населения, необходимо расставить акценты ответственности перед различными правительственными организациями. Сейчас за состояние здоровья подрастающего поколения "ответственность несут" несколько министерств России; в итоге получается, что "у семи нянек дитя без глаз". Необходимо ввести этапы, ориентиры конечного результата и механизмы социальной "приемки" здоровья. Такими этапами могли бы быть: зачисление в школу, окончание четвертого, восьмого, последнего класса школы, поступление и окончание среднего специального и высшего учебных заведений, зачисление и завершение службы в рядах армии.

С точки зрения научного обоснования, стратегическая цель сводится к обеспечению непрерывного формирования (в первую очередь у учащейся молодежи) физической культуры через воспитание, образование и развитие. Ее решение невозможно без реформации всей системы образования в стране. Начиная с дошкольного возраста и, особенно в школе, должна формироваться общекультурная база, как необходимость для интеграции в культуру с целью более полного включения в процесс культурно-исторического развития.

Основной путь решения этой проблемы - исторически оправданная гуманитаризация образования.

Что же касается самой физической культуры, то здесь следует максимально мобилизовать внутренние возможности. Прежде всего нужно в корне пересмотреть отношение нашего общества к вопросам физической культуры. Анализ учебных программ по физической культуре, закона о всеобщей воинской обязанности обнаруживает неправильную и весьма узкую ориентацию на физическую подготовку. Разработчики этих документов не различают понятий физическая культура и физическая подготовка. Это отражается и на физической культуре нашей молодежи и, в частности, допризывников. Так, 28% из них не знают величин своего веса и длины тела, 71% - артериального давления, 100% - показателей становой силы, 77% - не слушали в последние два года лекций по физической культуре и 80% - не знают требований по физической подготовке к допризывникам.

И в государственных учебных программах по физической культуре для учащейся молодежи все замыкается на уровне физической подготовки. Отсутствует указание на необходимость формирования здорового образа жизни, т.е. умение правильно питаться, соблюдать режим дня, применять гигиенические и закаливающие процедуры, избирать для конкретного случая правильный комплекс упражнений, определять рациональную последовательность и дозировку их выполнения и многие другие компоненты физической культуры.

Для существенной перестройки работы по физической культуре в первую очередь необходимы самые основательные исследования, раскрывающие теоретические, организационные, методические и другие аспекты наболевшего вопроса. Главной задачей ученых считают разработку методологических подходов в определении содержания учебных программ по общеобразовательному предмету физическая культура. Этот вывод основан на том, что учебная программа, при ее правильной разработке, перерастает в педагогическую систему с конкретной целью, задачами, принципами, средствами, методами и формами организации. Именно поэтому учебная программа является системообразующим фактором; она способна уточнить модель деятельности школьного учителя, преподавателя вузовской кафедры физического воспитания, спроектировать профессиональное среднее специальное и высшее физкультурное образование и разработать критерии и механизмы оценки качества работы преподавателя по физической культуре.

Беспокойство вызывает и то, что до сих пор не дано научное определение самого предмета "физическая культура" как специфической и необходимой составной части общего образования. А без этого трудно составить полноценную учебную программу, профессионально готовить учительские, преподавательские и методические кадры, конструировать систему учебных пособий, функционально точно оснащать учебный процесс.

Сформулируем ряд предложений относительно перспектив и методологии разработки учебных программ по физической культуре.

Основное научное противоречие, диктующее необходимость такой разработки, состоит в нарушении естественных закономерностей нормального функционирования триады "наука-образование-производство".

Первая компонента этой триады, т.е. наука, не вбирает в себя весь объем социального опыта человечества. Достойное место в ней должно быть отведено накопившимся и отработанным в веках видам деятельности человека, к которым самое прямое отношение имеет физическая культура.

Для того, чтобы трансформировать научные факты и физическую культуру, как вид деятельности, образ жизни в содержание общего образования, необходимо использовать два подхода: предметно-научный и деятельностно-культурологический. Они призваны дать ответ на вопрос: "Что это такое - физическая культура?" Только после этого можно переходить к поиску ответа на вопрос о том, "как?"

Для преодоления указанного научного противоречия необходимо:

1. Разработать такую учебную программу по предмету физическая культура, которая соответствовала бы требованиям естественности, эффективности, демократичности и гуманистичности, эмоциональности и привлекательности, что гарантирует гармонизацию отношений образования с наукой и производством.

2. Снабдить эту учебную программу кратким (тезисным) изложением ее концепции.

3. Подготовить развернутое теоретическое обоснование концепции учебной программы (в виде монографии).

Теперь сформулируем 16 групп исследовательских задач (табл.).

Таблица

Группы исследовательских задач

1 Закономерности участия предмета "физическая культура" в содержании общего образования в способах и формах его функционирования
2 Исследование науковедческих проблем
3 Оптимальный тип учебной программы
4 Система задач физического воспитания
5 Система упражнений
6 Банк специальных знаний
7 Система гигиенических требований и закаливающих процедур
8 Система урочных и неурочных занятий
9 Программа, критерии и технология контрольных заданий по выявлению промежуточных и итоговых результатов учебного процесса
10 Построение адекватных предмету "физическая культура" организационных форм
11 Проектирование и конструирование учебных книг
12 Проектирование профессионального образования специалистов по физической культуре
13 Технология научно-информационного и методического обеспечения специалистов
14 Критерии и технология оценки квалификации специалистов
15 Проектирование спортивных сооружений, инвентаря
16 Разработка управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование учебной программы

1. Выявить место предмета "физическая культура" в содержании образования школьников, студентов, в способах и формах его функционирования.

1.1. Характеристика физической культуры как необходимого для развития личности вида деятельности и образа жизни.

1.1.1. Состав физической культуры.

1.1.2. Особенности структуры деятельности.

1.1.3. Естественно-историческая роль физической культуры.

1.1.4. Закономерности, принципы и способы функционирования физической культуры.

1.1.5. Место физической культуры в общей системе культуры основных видов человеческой деятельности.

1.2. Дидактическая модель учебного предмета "физическая культура".

1.2.1. Разработка и формулирование целей учебного предмета.

1.2.2. Функции учебного предмета "физическая культура", доминирующие функции для каждой ступени образования.

1.2.3. Содержание учебного предмета. Ведущий компонент этого содержания в целом и на каждой из ступеней образования.

1.2.4. Характеристика процесса обучения физической культуре.

1.2.5. Специфика учебного предмета "физическая культура".

1.2.6. Выявление в учебном предмете "физическая культура" общих признаков (в том числе элементов содержания и процесса его освоения), свойственных всем учебным предметам общего образования.

1.2.7. Связи учебного предмета "физическая культура" с другими учебными предметами общего образования.

2. Исследование науковедческих аспектов физической культуры.

2.1. Изучение научного потенциала.

2.1.1. Потоки научно-методической информации (информационный, организационный, материально-технический и др.).

2.2. Состояние кадрового обеспечения.

2.2.1. Научные школы.

2.2.2. Система научного руководства.

2.3. Изучение научно-исследовательского аппарата.

2.3.1. Типы исследовательских задач.

2.3.2. Технология исследований.

2.3.3. Методы исследований (теоретические, измерительные, вычислительные, оценочные).

2.4. Выявление предметного поля проектируемых (намечаемых) исследований.

3. Определить тип учебной программы по предмету "физическая культура".

3.1. Если предположить, что учебный предмет "физическая культура" и его программа обязаны быть педагогической системой, то для ее формирования необходимо выявить состав этой системы, а также место и роль каждого компонента в ней.

3.2. Определить, как обеспечить учебной программе необходимое культурное качество и стратегическое, целостно-образующее назначение, как ее сделать базовой целостностью и вместе с тем рассчитанной на использоваание всех богатств национальных и региональных культур, местного социального опыта, на всемерное развитие самостоятельности и инициативы учебных заведений, каждого учителя, преподавателя и учащегося, их совместное творчество.

3.3. Выяснить возможные пути использования при разработке учебной программы различных подходов, например, обеспечения развития творческих познавательных сил учащихся (формирование знаний, способов их усвоения, образцов мышления, образцов деятельности).

3.4. Выявить возможные пути акцентирования главного внимания на учебной программе для учащихся начальной школы (I-IV классы).

3.5. Наметить возможные пути реализации воскресных дней, каникул, летних лагерей для восстановления и совершенствования физической работоспособности учащихся.

Центральный вопрос в этой проблеме: нужна ли для всех однотипных учебных заведений страны (всех школ, техникумов, вузов) единая программа или должно быть несколько разных или вариативных программ. Этот вопрос является коренным и главным. Это сложнейшая малоисследованная проблема самого понимания учебного предмета "физическая культура", его роли и места в общем образовании, определения целей и соответствующих принципов построения структуры учебного предмета, функционирования в процессе обучения.

К настоящему времени сложились две точки зрения по данному вопросу.

Одна - учебная программа по физической культуре должна быть единственной и единой для всех школ страны. Эта точка зрения уже 50 лет является общепринятой.

Другая - надо разработать 4-5 рекомендательных программ. Будучи ориентиром, они позволят каждому учителю выбрать оптимальный для местных условий вариант.

На наш взгляд, оба подхода не содержат оснований для преобразования учебного предмета по существу, формирования его как специфического компонента общего образования, который представляет культуру, физическую культуру.

Культура в отличие от предметно-научных отраслей знаний имеет свои закономерности участия в содержании образования, в способах и формах его функционирования. Выявление, исследование этой специфики - важнейшее направление в построении качественно новых учебных программ по всем учебным дисциплинам и, пожалуй, новой структуры общего образования.

В утверждении и развитии культуры незаменимую роль играют традиции как общие, так и национальные, региональные, даже сугубо местные, а также социальный опыт каждого сообщества, качество культуры всей жизнедеятельности школы, внешкольного учреждения, их окружения. Потому при построении учебной программы "физическая культура" важен тончайший и самый скрупулезный учет местных особенностей, максимальное использование их возможностей. Очевидно, что эти положения составляют основание, на котором может развернуться истинное творчество учителей, педагогических коллективов, общественных движений, созидательная самодеятельность самих школьников по освоению, распространению и обогащению (в том числе техническому оснащению) физической культуры.

Такой подход определяет методологию решения вопроса о типе учебной программы.

Предметная специфика физической культуры состоит и в том, что ее освоение осуществляется главным образом в практической деятельности и таких ее многообразных формах, как игры, соревнования и, конечно, система упражнений, а значит, конкретное предметное содержание физической культуры как учебной дисциплины выполняет роль средства реализации ее целей и принципов. Больше того, их осмыслению, конкретизации, самостоятельному применению служит учебный материал, формирующий систему научных знаний, теоретических представлений о физической культуре. Поэтому в составе предмета и соответственно программе "физическая культура" можно выделить как минимум шесть компонентов: цель, задачи, принципы, средства, методы и формы организации процесса физического воспитания. Первая половина этих компонентов является общей для всех однотипных учебных заведений страны, что обеспечивает учебной программе необходимое культурное качество и стратегическое, целостнообразующее назначение. Больше того, они дают методологическое основание, достаточно точные ориентиры для структурирования второй половины компонентов: средств, методов и организационных форм, которые выбираются, компонуются, конструируются и отрабатываются самостоятельно, применительно к конкретным условиям каждого национального образования, региона страны, каждого учебного заведения, к возможностям учителей, преподавателей и групп учащихся.

Построенная таким образом программа становится действительно базовой целостностью и вместе с тем рассчитанной на исполнение всех богатств национальных и региональных культур, местного социального опыта, на всемерное развитие самостоятельности и инициативы школ, каждого учителя и ученика, их совместное творчество. А вопрос о централизации и децентрализации учебных программ становится не самодовлеющим и исходным, а производным, ибо его решение оказывается следствием сущностного подхода к предмету.

4. Определить комплекс задач, обеспечивающих формирование физической культуры и прочных навыков здорового образа жизни.

4.1. Какой состав специфических задач сделает их системообразующим фактором и позволит уподобить учебную программу по физической культуре стройной педагогической системе?

4.2. Изыскать возможность формулирования задач по формированию ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности учащихся, студентов, их потребностей и мотивов двигательной активности, гуманистических отношений и опыта общения в рамках педагогики сотрудничества.

Общая и единая часть программы представлена тремя принципами, пятью группами задач, которые развертывают, конкретизируют цель. Одна группа задач, являясь общей для всех педагогов, направлена на формирование духовной сферы личности школьников, а четыре других отражают специфику физического воспитания и поэтому должны привлечь самое пристальное внимание специалистов. Первая группа этих специфических задач направлена на укрепление здоровья, усвоение правил и норм здорового образа жизни, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды за счет полной сохранности механизмов гомеостаза.

Следующая группа специфических задач предусматривает физическое образование учащихся и имеет два направления:

- формирование специальных знаний в области физической культуры;

- совершенствование координационных способностей и расширение двигательного опыта.

Это значит, что физическое образование слагается не только из разносторонних и глубоких специальных знаний по физической культуре (что обеспечивает реализацию здорового образа жизни), но и из навыков управления движениями своего тела в трех плоскостях пространства и в различных условиях опоры. Учащийся должен научиться дозировать свои движения по амплитуде, форме, длительности, темпу, ритму, скорости, ускорению, величинам мышечного напряжения, прогнозировать пространственные, временные и силовые параметры движений партнеров и соперников, обладать хорошей двигательной реакцией на простые и сложные раздражители. Именно таким учащимся удается быстро и качественно усваивать вновь разучиваемые движения и проявлять "двигательную находчивость" (по Н.А. Бернштейну, 1947), т.е. быстро, точно и рационально реагировать, мыслить и выполнять ответные движения в игровых и других конфликтных ситуациях.

Третья группа специфических задач направлена на совершенствование тех функциональных свойств (или кондиционных возможностей), которые определяют успех двигательной деятельности. Здесь программа должна содержать специально отобранный и достаточный учебный материал для совершенствования основных разновидностей скоростно-силовых качеств, выносливости и гибкости.

Четвертая группа специфических задач относится к физическому развитию, где особое внимание должно быть привлечено к формированию основных тотальных размеров, массы, пропорций, конституции тела, правильной осанки, предупреждению плоскостопия и т.п.

Хотя четыре группы специфических задач являются общими для всех однотипных учебных заведений страны, тем не менее для каждого климатогеографического региона и с учетом местных условий нужно установить контрольные нормативы для каждого класса, курса и даже группы учащихся. С этой целью следует организовать в различных регионах серии массовых и выборочных исследований, в том числе выполнение кандидатских и докторских диссертаций.

5. Разработать систему физических упражнений.

5.1. Какой должна быть система упражнений, чтобы стать естественной, полезной, новаторской, эмоциональной и привлекательной?

5.2. Правомерно ли использовать общепринятую систему упражнений в учебных программах, предусматривающую совершенствование в легкой атлетике, гимнастике, лыжных гонках, спортивных играх и плавании или же следует использовать совершенно иную типологию физических упражнений?

5.3. Поиск педагогически оправданных признаков и классификация физических упражнений.

Успешность наполнения учебным материалом адаптированной части программы, развивающей местную инициативу, определяется уровнем разработанности теоретических основ и всего многообразия средств, методов и форм организации занятий по физической культуре. Проанализируем их и попутно решим, каким должно быть содержание школьных программ, нужно ли использовать в них опыт начальной подготовки юных спортсменов?

О средствах физического воспитания школьников. Важнейшим средством, безусловно, являются физические упражнения. Но какие именно? Правильно ли поступали разработчики программ, когда использовали технику и упражнения некоторых видов спорта? Думается, что такой подход продиктован скорее экстенсивным развитием профессионального спорта, заботами о его "массовости", желанием развивать школьный, студенческий спорт и лишь попутно физическое воспитание. Думается, что в таком приобщении учащихся к спорту вместо приобщения к физической культуре и скрыты основные недостатки отечественного физического воспитания.

Чтобы выявить оптимальный состав учебного материала, быть может, совершенно иную типологию физических упражнений, следует убедиться, что задачи физического воспитания в учебных программах учебных заведений сформулированы всеобъемлюще и четко. Необходимо проследить связь между задачами, средствами, методами и другими компонентами системы физического воспитания. Так, например, задача укрепления здоровья, подкрепленная принципом оздоровительной направленности, должна решаться при использовании всех четырех групп средств физического воспитания. Это прежде всего физические упражнения и банк специальных знаний и видов деятельности, организующих здоровый образ жизни (исторические, педагогические, медико-биологические, социально-психологические и нравственные аспекты занятий физическими упражнениями, выполнение гигиенических требований, использование естественных факторов природы для закаливания организма).

Первое направление физического образования также должно решаться через освоение специальных знаний и формирование видов деятельности, направленных на организацию здорового образа жизни. Самое трудное здесь - это определить для учащихся различного возраста оптимальный объем, разносторонность и глубину знаний. Учебная программа должна четко определить эти грани, а развернутое издание специальной учебной литературы должно обеспечить их усвоение.

Второе направление физического воспитания предусматривает использование упражнений, предназначенных для совершенствования координационных способностей и существенного двигательного опыта. Классификация координационных упражнений, подготовленная нами (Г.С.Туманян, Ю.И.Сокольский) для групп начальной подготовки борцов, может быть успешно использована для этих целей. Этот, еще не опубликованный материал, содержит типологию движений, отличную от используемой в действующих программах по физической культуре. Естественно, что эта система координационных упражнений составит лишь подсистему в общей системе упражнений будущих учебных программ. Все координационные упражнения по условиям, в которых они выполняются, делятся на две группы: регламентированные и ситуационные. Регламентированные упражнения предназначены для сокращения сроков и повышения качества обучения, т.е. построения новых движений. Ситуационные упражнения формируют двигательную находчивость, т.е. рациональное и точное перестроение движений и двигательной деятельности. Обе группы упражнений формируют навыки управления движениями своего тела в пространстве, во времени, дозирования усилий мышц, а также совершенствуют антиципирующие свойства и двигательные реакции.

Наиболее значимыми для расширения двигательного опыта являются те 18 групп упражнений, которые формируют навыки управления движениями собственного тела в трех плоскостях пространства (фронтальной, горизонтальной, сагиттальной) и в шести условиях опоры (на твердой, мягкой, качающейся, скользкой, водной и в воздухе).

Вся подсистема координационных упражнений сейчас представлена в виде теоретической разработки. В практике физического воспитания нужны конкретные рекомендации по их использованию. Между теоретической разработкой и практическими рекомендациями предстоит выполнить промежуточные операции, детализировав классификацию видов упражнений.

Чтобы создать рабочие классификации конкретных групп упражнений, необходимо:

- специальное конструирование новых упражнений, модификация старых, заимствование упражнений из различных видов спорта, трудовой деятельности и т.п.;

- ранжирование этих упражнений в порядке нарастания нагрузочности и сложности их усвоения;

- распределение ранжированных упражнений по годам, семестрам и четвертям обучения.

Теперь рассмотрим средства физической подготовки. Ведущими являются кондиционные упражнения. Их классификация проведена по двум признакам. На основе феноменологического признака образованы 6 групп кондиционных упражнений, а на основе физиологического - 4 группы. Совмещение этих двух признаков породило 10 групп кондиционных упражнений, каждая из которых учитывает одно из шести внешне проявляемых функциональных свойств и одну из четырех особенностей энергетического снабжения организма. Эта классификация также представляет собой теоретическую разработку и нуждается в дальнейшей детализации по той технологии, которая была изложена при анализе координационных упражнений. Для большей ясности приведем пример такой детализации упражнений на гибкость. Здесь классификация проведена по двум признакам: режиму работы мышечных волокон (статическому - при удержании достигнутого уровня гибкости в определенной позе и динамическому - при выполнении пружинистых движений) и использованию или не использованию внешней помощи. Дальнейшая систематизация упражнений внутри каждой из 6 групп по педагогическим правилам "от простого к сложному", "от легкого к трудному", "от известного к неизвестному" позволит методически грамотно применять эти упражнения как в учебном процессе, так и в виде домашних заданий.

Средства, используемые для решения задач физического развития учащейся молодежи, делятся на три основные группы:

1. Физические упражнения.

2. Режим двигательной активности.

3. Режим питания.

Определенные сочетания этих средств позволяют решать частные задачи формирования телосложения учащихся: увеличивать или уменьшать общую массу тела, увеличивать мышечную массу тела, ее рельефность, исправлять осанку, предупреждать плоскостопие и др. При решении этих задач физические упражнения являются главным средством. Упражнения классифицируются по морфологическому признаку, который позволяет выделить упражнения для мышечных групп различных частей тела. При этом необходимо учитывать возможные типы движений в суставах: сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинацию, пронацию.

При решении задач формирования телосложения применяются различные режимы двигательной активности и питания. Для увеличения массы тела необходим относительно пассивный двигательный режим и весьма частое и объемное питание. Для увеличения рельефности мускулатуры (мышечной массы тела) нужны интенсивная двигательная активность и высококалорийное малообъемное питание.

Анализ четырех групп средств физического воспитания убеждает, во-первых, в том, что их комплексное использование позволяет решать сформулированные в программе задачи физического воспитания. Во-вторых, новая типология физических упражнений позволяет отказаться от использования в учебных программах техники и упражнений только из легкой атлетики, гимнастики, лыжных гонок, спортивных игр и других видов спорта. А для того, чтобы эти выводы оказались реальными, каждый учитель, преподаватель физкультуры должен иметь под рукой блоки координационных, кондиционных и других упражнений, банк специальных знаний по физической культуре, систему гигиенических требований и рекомендаций по закаливанию организма. Применение всего комплекса средств физического воспитания, безусловно, обеспечит формирование физической культуры учащихся, конкретно воплощающейся в здоровом образе жизни.

Естественно, что учителя, педагоги физкультуры должны будут в полном объеме использовать комплекс методов и форм организации занятий, представляющих адаптированную часть программы. Имеется в виду использование не только всего многообразия практических, словесных и наглядных методов, урочных и неурочных форм организации занятий, но и методов и форм, развивающих самодеятельность по овладению физической культурой, по созданию (в том числе конструированию) средств, необходимых для распространения физической культуры.

6. Создать банк специальных знаний, способствующих формированию физической культуры и здорового образа жизни учащихся.

6.1. Выделить перечень учебных дисциплин, знания которых необходимы учащимся.

6.2. Дифференцировать по классам, курсам (возрасту) объем, разносторонность знаний и глубину их усвоения.

6.3. Разработать организационные формы обучения специальным знаниям по физической культуре.

7. Разработать систему гигиенических требований и естественных факторов природы, способствующих формированию физической культуры и здорового образа жизни учащихся.

7.1. Разработать рациональные режимы дня учащихся различных возрастных групп.

7.2. Нормировать и рационализировать питание учащихся (состав продуктов, пищевых веществ, режим и пр.).

7.3. Конкретизировать требования к личной гигиене учащихся (уход за кожей, полостью рта, борьба с вредными привычками, выбор покроя и физических свойств одежды и обуви).

7.4. Обобщить и систематизировать гигиенические условия мест занятий (поддержание необходимого физико-химического состояния спортивных залов, площадок и пр.).

7.5. Обобщить и систематизировать локальные и общие воздействия естественных факторов природы на гомеостазис организма учащихся различного возраста (применение воздушных, солнечных, водных процедур с целью закаливания организма).

8. Разработать систему урочных и неурочных учебных заданий для учащихся.

8.1. Раскрыть суть понятия и теорию вопроса об учебных заданиях.

8.2. Выделить педагогически оправданные признаки и разработать классификацию учебных заданий.

8.3. Систематизировать учебные задания для различных возрастных групп учащихся по педагогическим правилам "от простого к сложному", "от легкого к трудному", "от известного к неизвестному".

9. Разработать программу контрольных заданий, критерии и технологию выявления промежуточных и итоговых результатов по формированию физической культуры учащихся.

9.1. Состояния здоровья (частота и специфика заболеваний учащихся различных классов и курсов) за определенный период - четверть, семестр, учебный год и т.д.

9.2. Уровня физической развитости (динамика размеров, пропорций и конституциональных особенностей тела).

9.3. Уровня физкультурной образованности (динамика объема, разносторонности, эффективности и глубины усвоенных движений, специальных знаний по физической культуре, а также уровня и специфики координационных способностей учащихся).

9.4. Факторной структуры и уровня физической подготовленности (динамики достижений в контрольных упражнениях на силу, быстроту, выносливость и гибкость и их комплексной структуры).

9.5. Специфики мотивов интереса и потребностей учащихся в физической культуре (частота, характер, продолжительность и интенсивность занятий физическими упражнениями).

10. Построение адекватных предмету "физическая культура" организационных форм обучения.

10.1. Поиск организационных форм для урочных, неурочных, групповых, индивидуальных, теоретических и практических занятий физической культурой.

10.2. Обосновать оптимальную частоту различных организационных форм урочных, неурочных, групповых, индивидуальных, теоретических, практических занятий физической культурой.

10.3. Выявить оптимальный объем педагогической нагрузки учителя, вузовского преподавателя физической культуры.

11. Проектирование и конструирование системы учебных книг нескольких видов для учащихся начальных, средних, старших классов, учителей и родителей, студентов и преподавателей специальной средней и высшей школы.

11.1. Выделить педагогически оправданные признаки и классифицировать разновидности учебной литературы по физической культуре.

11.2. Определить, спроектировать и сконструировать виды и типы учебных книг для предмета "физическая культура" в целом.

12. Проектирование профессионального образования учителей физкультуры.

12.1. Разработать модель деятельности учителя и преподавателя физкультуры.

12.2. Разработать учебный план, учебные дисциплины, их программное содержание для средних специальных и высших учебных заведений (с опорой на модель деятельности специалиста).

12.3. Разработать критерии и технологию оценки качества работы учителей и преподавателей физкультуры.

13. Разработать технологию научно-информационного и методического обеспечения научных работников, преподавателей и учителей физкультуры.

13.1. Разработать систему изучения, обобщения, размножения и рассылки научно-информационных и методических материалов для научных работ.

13.2. Разработать систему регулярного обеспечения преподавателей и учителей новыми рекомендациями.

14. Разработать технологию и критерии оценки квалификации преподавателя и учителя физкультуры.

14.1. Разработать систему контроля, с этапами, ориентирами конечного результата и технологией социальной "приемки" здоровья школьников, студентов.

14.2. Разработать систему штрафов и материальных поощрений, отражающих качество работы учителей и преподавателей физкультуры.

15. Проектирование спортивных сооружений, инвентаря.

15.1. Обосновать необходимость создания конструкторского бюро с техническим заданием по разработке, экспериментальной проверке и внедрению специального спортивного инвентаря для школьников, студентов.

16. Разработка управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование учебной программы по физической культуре.

16.1. Разработать систему материально-технического обеспечения школ и школьников, средних специальных и высших учебных заведений для нормальной организации работы по физической культуре.

16.2. Обеспечение учителей, школьников, родителей, преподавателей и студентов учебной литературой.

Для реализации сформулированной исследовательской программы необходимо:

1. Создать на контактной основе на четыре года ВНИК в составе 12 человек, из них 8 - ведущих научных сотрудников, 4 - технических сотрудника (коллектив формирует научный руководитель). Выделить группу внедрения новых идей из трех сотрудников.

2. Предусмотреть три этапа в работе ВНИК:

- на первом (два года) разработать начальные варианты школьной и вузовской учебных программ по предмету "физическая культура" и представить краткую (в тезисной форме) концепцию их внедрения;

- на втором этапе (еще два года) окончательно завершить работы по созданию учебных программ и издать монографию, теоретически обосновывающую их применение в практике физического воспитания школьников и студентов;

- на третьем этапе создать на базе ВНИК НИИ педагогики физической культуры.

Наши ответы на поставленные вопросы содержат нетрадиционные подходы и решения, выходящие за рамки проблем создания принципиально новой учебной программы по одному учебному предмету. Выдвинутые здесь идеи и положения требуют организации комплексных исследований с целью выявления сущностной специфики учебных предметов, составляющих современное образование и приближения теоретических разработок к нуждам практики.

Вопросы и ответы остро дискуссионные, и автор надеется на проведение широкой дискуссии, конкретную помощь всех работников народного образования и заинтересованных в его прогрессе специалистов.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Туманян, Г.С. Концептуальные основы и некоторые результаты исследований проблем физической культуры учащейся молодежи // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. - М., 1993. - С. 89-101.