О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Матвеев А.П., доктор пед. наук, доцент каф. ТиМФВ РГЛФК,
Новикова Н.И., соискатель каф. ТиМФВ РГАФК

В настоящее время в теории физические качества человека рассматриваются как "... врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности." (Л.П.Матвеев. 1991). Такое понимание существа физических качеств, весьма отличается от ранее существовавших теоретических взглядов, определявших их как "над природное", т.е. культурное в человеке, проявляющееся в процессе ею активной деятельности, где он сам выступает как целостная, сознательно действующая личность (А.Д Новиков, 1941; 1949). Выявляемое различие в определении существа физических качеств в теории, побудило нас исследовать особенности взаимосвязи между показателями основных физических качеств (сила. быстрота и выносливость) и показателями основных психических процессов (внимание, память, мышление) у школьников разного "паспортного" возраста.

Полученные в исследованиях результаты позволили установить:

- во всех возрастных группах у школьников между показателями основных физических качеств устанавливаются определенные корреляционные связи. При этом, как между показателями отражающими соответствующее то или иное физическое качество (внутренние связи), так и между показателями определяющими разные физические качества (внешние связи). Последние может свидетельствовать о природном единстве физических качеств или "... выражением единства основных качеств" (А.Д.Новиков,1949);

- корреляционная композиция показателей основных психических процессов также характеризуется наличием связей как внутреннего порядка (связи между показателями того или иного психического процесса), так и внешнего (связи между показателями разных психических процессов). Отсюда, вытекает следствие, как и в случае с физическими качествами, о природном единстве и психических процессов;

- у школьников разного возраста обнаруживается достаточно тесная связь между показателями физических качеств и психических процессов, что явно указывает о единстве "биологического" и "психического" в проявлении психических возможностей человека и, значит, может характеризовать его физические качества через целостность основания биологических и психических свойств;

- в зависимости от характера и направленности двигательной активности как по качественному, так и количественному признакам, корреляционная композиция связей у школьников различается. У юных спортсменок, имеющих различную спортивную ориентацию (гимнастка, волейбол) отмечается специфичность организации, характера усиления и расширения диапазона значимых связей между показателями физических качеств и психических процессов.

Обращаясь к концептуальным воззрениям А.Д.Новикова в интерпретации полученных нами данных можно заключить, что в основании физических качеств лежит целостность взаимодействия "биологического" и "психического" в человеке. При этом, не только собственно повышенная двигательная активность как таковая, но и ее содержание, состав действий и их соотнесенность с предметом деятельности отражаются в целостности феномена развития физических (психофизических) качеств.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Матвеев, А.П. О некоторых особенностях взаимосвязи показателей физической подготовленности и психического развития младших школьников / Матвеев А.П., Новикова Н.И. // Сб. тр. учен. РГАФК 1999 г. - С. 197-199. - М., 1999.