СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

Неверкович С.Д., проф. каф. педагогики РГАФК

Для педагога, реализующего идеи развивающего обучения, важно учитывать, что в психическом развитии детей, согласно теории Д.Б.Эльконина, существуют определенные типы ведущей деятельности и для каждой их них характерны свои психические новообразования.

1. Непосредственно эмоциональное общение, которое присуще ребенку от рождения до года. Внутри него у ребенка формируется потребность в общении с другими людьми, эмоциональное отношение к ним.

2. Предметно-манипулятивная деятельность является ведущей для детей от 1 года до 3 лет. Ребенок в этом возрасте в сотрудничестве со взрослыми воспроизводит способы действия с вещами, у него возникает речь, смысловое обозначение вещей, осознание собственного "Я".

3. Игровая деятельность доминирует у детей от 3 до 6 лет. В процессе ее осуществления формируются воображение и смысловая функция, ориентация на общий смысл человеческих отношений и действий.

4. Учебная деятельность формируется у детей от 6 до 10 лет. На ее основе у младших школьников возникает теоретическое мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте происходит становление мотивов и потребностей учения.

5. Целостная общественно полезная деятельность в качестве ведущей присуща детям от 10 до 15 лет. Она включает в себя такие виды деятельности, как трудовая, учебная, общественно-организационная, спортивная и художественная. В этот период у подростков возникает стремление участвовать в общественно необходимой работе, развиваются умение строить общение в разных коллективах, рефлексия на собственное поведение, активно формируется самосознание.

6. Учебно-профессиональная деятельность. Характерна для старшеклассников и учащихся СПТУ в возрасте 15-17 и 18 лет. Благодаря ей формируются потребность в труде, профессиональное самоопределение, а также познавательные интересы и элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы, идейно-нравственные и гражданские качества личности, устойчивое мировоззрение.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Неверкович, С.Д. Становление личности и деятельности ребенка // Сб. тр. учен. РГАФК 1999 г. - С. 200-201. - М., 1999.