СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

Неверкович С.Д., д.п.н.,проф., РГАФК, Киршева Н.В., к.п.н., доцент, РГАФК

Процесс развития ребенка необходимо рассматривать как процесс стадиальный. Самое существенное для детской психологии и педагогики - это определение перехода от одной стадии (или возрастного периода) к другой.

Что такое детский возраст, период? Существуют ли объективные признаки, критерии этих периодов?

Определенный возраст в жизни ребенка, или соответствующий период его развития (по Д.Б.Эльконину) - это относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития.

Каждый возраст или период характеризуется следующими показателями:

1. Определенной социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период;

2. Основным или ведущим типом деятельности (существует несколько различных типов деятельности, которые характеризуют определенные периоды детского развития);

3. Основными психическими новообразованиями (в каждом периоде они существуют от отдельных психических процессов до свойств личности).

Проблема периодизации детства давно привлекала внимание психологов. Существует много классификаций периодов детства. Их обычно делят на два типа:

1. Моносимптоматическое выделение периодов (по одному определенному признаку) (П.П.Блонский, В.Штерн).

2. Полисимптоматические классификации типичны для описательного этапа детской психологии, но не дают оснований судить о том, какие психические процессы лежат за описанием отдельных периодов детства.

Вместе с тем, эмпирические наблюдения позволили обнаружить два типа периодов развития ребенка. Одни протекают очень медленно, с незаметными изменениями ( стабильные периоды). Для других, напротив, характерны стремительные изменения в психике ребенка (критические периоды). Эти типы периодов как бы перемежают друг друга.

Своеобразна история открытия критических периодов. Сначала был выявлен период полового созревания, затем кризис 3-х лет. Следующим был обнаружен кризис семи лет, связанный с переходом к школьному обучению, и последним - кризис одного года. Наконец, начали считать критическим периодом и факт рождения.

Общий признак критического периода - нарастание трудностей общения взрослого с ребенком, которые являются симптомом того, что ребенок нуждается уже в новых отношениях с ним. Вместе с тем протекание таких периодов чрезвычайно индивидуально-вариативно (это зависит, в частности, от поведения взрослых).

Как видно из таблицы, есть три эпохи детского развития: младенчество, детство, подростковый возраст.

Каждая из этих эпох делится на два периода, каждый из которых характеризуется тем, что ребенок усваивает.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ДЕТСТВА, С УКАЗАНИЕМ ВЕДУЩЕГО ТИПА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Название возраста

Возраст

Ведущий тип деят.

Система отношений

Кризис новорожденности
Младенчество
Рождение -1,6 мес до 1 года Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым Человек - человек
Раннее детство
Кризис 3-х лет
от 1года до 3 лет Предметно-манипулятивная деятельность Человек - предмет
Дошкольное детство
Кризис 7 лет
от 3 до 6 лет Ролевая игра Человек - человек
Младший школьный возраст
Кризис 11 -12 лет
от 6 до 10 лет Учебная деятельность Человек - предмет
Подростковый возраст 10 - 14 лет Эмоциональное общение Человек - человек
Младший юношеский возраст 15 -17 лет Учебно-профессиональная деятельность Человек - предмет

В каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы "человек - человек", и из системы "человек - предмет".

Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются "кризисами", после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой. Это и есть общий закон детского развития, который Д.Б.Эльконин назвал законом периодичности.

Учитель, педагог, психолог должен быть внимателен, особенно к моментам кризисного развития детей, понимать и изучать их возрастные особенности, способствовать более оптимальному прохождению детьми критических периодов развития, для того, чтобы правильно и бесконфликтно ребенок развивался в будущем.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Неверкович, С.Д. Становление личности и деятельности ребенка / Неверкович С.Д., Киршева Н.В. // Сб. тр. учен. РГАФК 1999 г. - С. 202-205. - М., 1999.