КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Панасюк Т.В., РГАФК. к.б.н., ст.преподаватель,
Тамбовцева Р.В., НИИ возрастной физиологии РАО, к.б.н., с.н.с.

Под осанкой понимают привычную позу непринужденного стояния человека, держащего корпус и голову прямо, без активного напряжения соответствующих групп мышц. Она зависит от взаимоотношения отдель-ных частей тела, положения его общего центра тяжести, изгибов позвоноч-ника, наклона таза, положения плечевого пояса, которые обеспечиваются состоянием мышечной системы и связочно-суставного аппарата (Б.А.Никитюк, 1997). В зависимости от величины и направления изгибов позвоноч-ника осанки подразделяются на физиологические и патологические. Нарушения осанки оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье и физическое развитие детей, в первую очередь, на формирование грудной клетки и дыхательной функции (Н.И.Гурова, 1965). Формирование осанки - процесс длительный и зависит как от наследственности, так и от условий жизни человека. Известно, что физиологические изгибы позвоночника закладываются внутриутробно, но полностью проявляются к возрасту 6-7 лет и закрепляются лишь к 18-20 годам. Поскольку развитие мышц и крепость связок, от которых зависит осанка, существенно различается у представителей разных типов конституции, важно исследовать формирование осанки в конституциональном аспекте.

Нами проведено лонгитудинальное иследование с 7 до 12 лет осан-ки у 72 девочек и 66 мальчиков - учеников щколы № 710 г.Москвы. У всех детей ежегодно визуальным методом оценивались осанка и типы конститу-ции по схеме В.Г.Штефко и А.Д.Островского (1929). При поступлении в школу различные нарушения осанки отмечались примерно у половины де-тей. Из них примерно у 25% школьников обоего пола - сколиотические нарушения, на втором месте (примерно в 20%) - у девочек стоит лордотичес-кая осанка, у мальчиков - сутулая. В процессе обучения в начальной школе доля мальчиков без отклонений в осанке заметно уменьшается, составляя в 12 лет менее 20%, а у девочек, наоборот, немного увеличивается. Возрастная динамика различных нарушений осанки неодинакова и зависит от пола.Частота сутулости с 7 до 9 лет постоянна, а затем у мальчиков резко возрастает, а у девочек почти исчезает. Также резко снижается с 10 лет у девочек и возрастает у мальчиков число гиперлордозов и сколиозов. У девочек небольшое повышение всех нарушений осанки наблюдается с 8-9 до 10-11 лет. Анализ частоты нарушений осанки при разных типах конституции показал, что у мальчиков наиболее благополучен дигестивный тип(100% нормальных осанок). Число отклонений осанки равномерно повышается в ряду мышечного, торакального, астеноидного типов. У девочек мышечный (75 %), дигестивный (70%) и торакальный (60%) сильно превосходят астеноидный по доле нормальных осанок. Наиболее характерны для астеноидных детей сутулость и сколиоз, причем для мальчиков больше первое, для девочек - второе. Для торакальных - сутулость и лордоз, причем для мальчиков чаще первое, для девочек - второе. У детей мышечного типа и дигестивных девочек наиболее часты сколиозы.

Выводы:

1. Возраст наибольшего риска нарушения осанки у девочек 9-11 лет, у мальчиков 10-12 лет.

2. Больше всего в контроле за формированием осанки нуждаются дети астеноидного типа конституции. Им рекомендуются комплексы упражнений против сутулости.

3. С детьми остальных типов конституции в первую очередь надо зани-маться профилактикой сколиозов.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Панасюк, Т.В. Конституциональные особенности формирования и коррекции осанки у младших школьников / Панасюк Т.В., Тамбовцева Р.В. // Сборник трудов ученых РГАФК 1999 г. - С. 206-208. - М., 1999.