ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДУХЕ ОЛИМПИЙСКИХ ПРИНЦИПОВ "ФЭЙР ПЛЭЙ"

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДУХЕ ОЛИМПИЙСКИХ ПРИНЦИПОВ "ФЭЙР ПЛЭЙ"

В.И.Столяров, д.ф.н., профессор
А.В.Жумаева, В.А.Смолина, РГАФК

В теорию и практику современного спорта, олимпийского движения и олимпийского образования прочно вошло английское выражение "Фэйр плэй" ("Fair play"), которое переводится как "честная (или справедливая) игра". Это выражение используется для обозначения набора этических принципов поведения в спорте. Важнейшие из этих принципов применительно к спортсмену: честность, добросовестность, решительное и достойное поведение в ситуациях, когда другие ведут себя нечестно; уважение к партнеру; уважение к противнику независимо от того, является ли он победителем или побежденным; уважение к судье, причем уважение позитивное, выражающееся в постоянном стремлении к сотрудничеству с ним в любой ситуации; умение оставаться скромным после победы и достойно принимать поражение.

Исследования, проведенные в разное время и в разных странах, в том числе международное исследование, проводимое в настоящее время (в нем принимают участие авторы данной статьи), выявляют противоречие между декларируемыми принципами поведения в спорте и реальным поведением. Поэтому главным в настоящее время является вопрос о формах и методах формирования поведения в спорте, соответствующего принципам "фэйр плэй". Особенно актуальна данная проблема в рамках олимпийского образования школьников и применительно к юным спортсменам.

Обычно решение данной проблемы связывают с активизацией просветительской работы по разъяснению и пропаганде принципов "Фэйр плэй". Вводятся также определенные изменения в правила соревнований, позволяющие наказывать тех спортсменов, которые отступают от норм честной спортивной борьбы, и поощрения для тех спортсменов, кто демонстрирует подлинно рыцарское поведение в соответствии с принципами "Фэйр плэй".

В настоящее время авторами статьи начата работа по экспериментальной проверке новой программе "Фэйр плэй", которая разработана в рамках проекта под названием "СпАрт" (его автор - В.И.Столяров).

Эта программа исходит из того, что поведение спортсменов и других лиц, причастных к спорту, самым существенным образом зависит от того, какие соревнования и каким образом проводятся, какие ценности, нормы и образцы поведения поощряются в ходе соревнований и каков характер этих поощрений (моральный, материальный и т.д.), кто участвует в соревнованиях и т.д., т.е. от формы (модели) организации спортивных соревнований. Используемая в практике детско-юношеского спорта модель организации соревнований ориентирует их участников не на рыцарское поведение, а на победу любой ценой.

Поэтому центральное место в спартианской программе занимает новая модель Игр, которая ориентирует участников на высоконравственное поведение. Такой ориентации содействует ряд факторов. На этих Играх при оценке выступления участников прежде всего учитывается их поведение на основе четко сформулированных критериев. Кроме того всемерно поощряется высоконравственное поведение, красота действий и поступков. Комплексная программа Игр, огромная палитра разнообразных соревнований и конкурсов, показателей, по которым выявляются определенные достижения участников и они награждаются, позволяет каждому из них в чем-то проявить себя, почувствовать "победителем". На Играх не вручаются призы, имеющие большую материальную ценность, соревнования сочетаются с "играми без побежденных", проводятся соревнования "смешанных" команд и т.д.. При определении мест, занятых участниками, и выявлении победителей учитываются лишь существенные различия в результатах. К этому следует добавить ту работу, которая проводится в Спартианских клубах по пропаганде принципов "Фэйр плэй".

Конечно, проблема формирования "фэйр плэй" в спорте - сложная проблема, и необходимо продолжать поиск эффективных путей ее решения.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Столяров, В.И. Формы и методы воспитания детей в духе олимпийских принципов "Фэйр плэй" / Столяров В.И., Жумаева А.В., Смолина В.А. // Сб. тр. учен. РГАФК 1999 г. - С. 224-226. - М., 1999.