ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ В ИЗОМЕТРИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ В РАЗРАБОТКЕ ТУГОПОДВИЖНЫХ СУСТАВОВ У ДЕТЕЙ 10-13 ЛЕТ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ В ИЗОМЕТРИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ В РАЗРАБОТКЕ ТУГОПОДВИЖНЫХ СУСТАВОВ У ДЕТЕЙ 10-13 ЛЕТ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Батуева А.Э., Леготина И.В., Холод О.В., Крол Л.П.,
Уральская государственная академия физической культуры
г.Челябинск

Детский церебральный паралич (ДЦП) является сложным полиэтиологичным заболеванием нервной системы, ведущим к двигательным, речевым и психическим нарушениям, которые трудно поддаются коррекции и нередко служат причиной тяжелой инвалидности. Тяжесть инвалидизации у 25-30% больных оказывается настолько значительной, что они не могут обслуживать себя, самостоятельно передвигаться, оказываются необучаемыми.

Особое значение в абилитации детей с церебральным параличом занимает ЛФК и физиотерапевтическое лечение. Одним из наиболее широко распространенных немедикаментозных методов является прогревание конечностей ребенка аппликациями озокерита с последующей лечебной гимнастикой [З]. Озокерит обладает большой теплоемкостью, низкой теплопроводностью и медленно отдает тепло организму, вызывая расширение сосудов. Остывая, озокерит уменьшается в объеме и оказывает компрессионное действие. Озокерит стимулирует регенеративные процессы в соединительной ткани, способствует рассасыванию рубцов, вызывает выраженное влияние на вегетативную систему. От действия тепла улучшается кровообращение, увеличивается лимфоток, снижается возбудимость нервно-мышечного аппарата. Мышцы и связочный аппарат становится более растяжимыми и эластичными, что является хорошей почвой для проведения лечебной гимнастики . Конечности разрабатываются во всех направлениях. Все вышеперечисленное и являлось причиной того, что аппликации озокерита широко использовались в системе абилитации детей с поражением опорно-двигательного аппарата.

Сотрудниками кафедры спортивной медицины Уральской академии физической культуры была предложена другая методика разработки тугоподвижных суставов у детей с церебральным параличом - гимнастика, дифференцирован- но включающая в себя упражнения на растяжение и в изометрическом режиме работы мышц: стабилизация ослабленных и мобилизация укороченных мышц[1,2].

Это связано прежде всего с тем, что такой подход, во-первых, позволяет более эффективно корригировать нарушенную патобиомеханику опорно-двигательного аппарата, и, во-вторых, улучшает личностно-волевые качества маленьких пациентов. По нашему мнению, в современном абилитационном процессе детей у с сохранным интеллектом и нарушениями в опорно-двигательном аппарате недостаточное внимание уделяется такими психологическим факторам, как желание быть здоровым, уметь преодолевать препятствия, заинтересованность в результатах абилитационного процесса, что, по нашему мнению, должно привести к активному участию пациентов в процессе восстановления утраченных и приобретению новых двигательных возможностей.

Включение в комплекс гимнастики у таких детей упражнений в изометрическом режиме с одной стороны направлено на устранение спастичности мышц, увеличение объема активных движений в суставах конечностей и тем самым уменьшению выраженности регионарного мышечного дисбаланса.

С другой стороны такая гимнастика хорошо тренирует кардиореспираторную систему ребенка, которая страдает из-за гипокинезии, и заставляет его более заинтересованно относиться к результатам абилитации.

С целью выявить возможности разных методов разработки тугоподвижных суставов у детей с болезнью Литтля (спастическая диплегия) было проведено следующее исследование: на базе интерната №4 для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата г.Челябинска было сформировано две группы детей в возрасте 10-13 лет по 6 человек в каждой с диагнозом ДЦП, спастическая диплегия средней степени тяжести.

Первая группа детей получила курс тепловых физиопроцедур (аппликации озокерита на пораженные конечности) с последующей пассивной разработкой коленных и тазобедренных суставов по 10 сеансов ежедневно.

Во второй группе в течение двух недель проводилось 10 занятий в изометрическом режиме для мышц бедра и голени (стабилизация ослабленных и мобилизация укороченных мышц).

Полученные результаты позволили сделать следующие выводы:

1. Лечебная гимнастика в изометрическом режиме работы мышц у детей с церебральным параличом в большей степени увеличивает объем активных движений в суставах нижних конечностей, чем физиотерапевтическая методика.

2. Динамическая сила мышц у детей с церебральным параличом увеличивается достоверно больше (р 0,05), чем у детей, получавших курс озокерита с последующей пассивной разработкой тугоподвижных суставов.

3. Кратковременность наблюдения не позволила выявить достоверное преимущество изометрической гимнастики в увеличении мышечной массы пораженных конечностей детей с церебральным параличом.

4. Изометрическая гимнастика, проводимая у детей с церебральными парезами, благотворно влияет на кардиореспираторную систему, в отличие от физиотерапевтического лечения, которое практически не изменило показатели, характеризующие состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Application of the different isometric gymnastics for the children with Little ilness promotes for improvig active move increasing index of will and training cardiorespiration system.

Список литературы.

1. Левит К., Захсе И., Янда В. Мануальная медицина. -М.:Медицина.- 1993.-507 с.

2. Васильева Л.Ф. Визуальная диагностика патобиомеханических изменений опорно-двигательного аппарата.- С.-Петербург, 1995.-400 с.

3. Коган О.Г., Найдин В.Л. Медицинская реабилитация в неврологии и нейрохирургии. Москва, 1988. - 304 с.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Возможности лечебной гимнастики в изометрическом режиме в разработке тугоподвижных суставов у детей 10-13 лет с церебральным параличом / Батуева А.Э. [и др.] // Открытый мир : Науч.-практ. семинар по адапт. двигат. активности. - М., Б. г. - С. 13-16.