К ПОСТРОЕНИЮ ПОНЯТИЯ "ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

К ПОСТРОЕНИЮ ПОНЯТИЯ "ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В.В.Приходько, С.Д.Неверкович

Наш подход к пониманию физкультурной деятельности основан на концепции о человеческой деятельности Гегеля и Маркса. Принципиально новым шагом как в теории деятельности, так и в теории физической культуры является предпринимаемая нами попытка подъема особых форм физической активности до уровня полноценной человеческой деятельности.

Физическая культура имеет по сути своей деятельностный характер, "ибо вне деятельности она перестает быть культурой и именно деятельность является формой ее существования" [1, с. 35]. Разница между физкультурной деятельностью и собственно физической культурой состоит в том, что человеческая деятельность есть особая социальная активность людей, направленная на преобразование природы, общества и самого себя, его физической, психической, а в целом и социальной сущности. Деятельность человека - целостное, системное явление. Она связана с необходимостью выполнения огромной внутренней работы (появлением ценностных ориентаций, самоопределения к деятельности, формирования ее образов, соответствующих онтологий и понятий, принятия решения о начале деятельности и др.). Тогда как: "Физическая культура как вид культуры есть специфический результат человеческой деятельности, средство и способ всестороннего развития людей, а также практического выполнения ими своих социальных обязанностей в обществе" [там же, с. 36].

Физическая культура становится для человека подлинным пространством культуры тогда, когда он в соответствии со своими ценностями и целями начинает сознательно использовать ее достижения. Именно поэтому так актуально рассмотреть явление физкультурной деятельности человека, ведь центральным элементом культуры являются "сущностные силы человека", его "субъективные способности", "физические и духовные способности" [2, с. 122].

Для построения понятия, в соответствии с требованиями современной методологии, нами используется принцип задания топики [3]. Мы учитываем также важный методологический принцип, выдвинутый К. Марксом: "Размышление над формами человеческой жизни, а следовательно, и научный анализ этих форм, вообще избирает путь, противоположный их действительному развитию. Оно начинается post factum (задним числом), т.е. исходит из готовых результатов процесса развития" [4, т.23, с.85-86].

Были использованы и результаты социологических опросов. Главное отличие наших исследований от аналогичных опросов заключалось в том, что к ним привлекались только лица, активно занимающиеся физкультурой и спортом [5].

Генеральную совокупность одного из таких опросов составляли студенты и специалисты народного хозяйства г. Днепропетровска (17 лет и старше), систематически занимающиеся физкультурой и спортом. 33 человека, имеющие стаж самостоятельных регулярных занятий не менее 3 лет, были включены в выборку со статусом экспертов. Объем выборки, определяющийся особенностями работы с экспертами [6], следует считать репрезентативным. На основе обработки ответов получены следующие результаты.

Прежде всего установлено, что наиболее значимыми для воздействия на сознание взрослого человека с целью побудить его использовать средства физической культуры, являются трудные и экстремальные ситуации в жизнедеятельности, когда, например, возникшая болезнь создает угрозу для здоровья человека и самой его жизни. Так, отвечая на вопрос анкеты "Что послужило для Вас толчком к началу систематических физкультурно-оздоровительных занятий?", 53,8% опрошенных назвали ухудшение здоровья и необходимость поддерживать высокую работоспособность. 29,7% ответили, что этому способствовали занятия любимым видом спорта в детстве; 9,9% выделили положительный пример известных им физкультурников и спортсменов, специалистов физической культуры. И лишь 6,6% отметили положительную роль обязательных занятий по физвоспитанию в период учебы в школе, техникуме, вузе.

Другое исследование, проведенное нами среди участников организационно-деятельностной игры "Путь в оздоровительную физкультуру: проблемы и способы их решения" (г. Днепропетровск, май-июнь 1989 г.), подтвердило эти данные. Выявлены также две наиболее распространенные ситуации, которые "естественным образом" обращают человека к физкультурной деятельности: 1) экстремальные ситуации (в том числе, болезнь, трудно переносимое в зрелые годы одиночество и т.п.); 2) занятия в физкультурно-оздоровительных группах, функционирующие на основах самодеятельности и самоуправления, т.е. устроенные по клубному принципу.

Относительно меньший удельный вес ситуаций второго типа мы объясняем все еще незначительным числом таких групп, что, в свою очередь, заставляет на данном этапе развития общества уделить первостепенное внимание изучению и использованию феномена экстремальности.

Процесс "присвоения" отдельным человеком физической культуры требует от него определенной организации его сознания. Он должен понимать особенности и назначение разнообразных норм, образцов и эталонов физической культуры и быть способным создавать из них системы деятельности, пригодные в разнообразных ситуациях жизни. Он должен также владеть техниками рефлексии, понимания и мышления, замыкающимися на физкультурную деятельность, способностями к оценке и, при необходимости, реконструкции ранее созданных систем физкультурной деятельности.

Реализация через физкультурную деятельность человеческой индивидуальности требует произвола, самочинности, самостийности субъекта деятельности, что является непременным атрибутом деятельности: "Лишь благодаря отклонению возникает индивидуальное движение, такое отношение, определенность которого есть определенность его самого, а не вытекает из иного" [7].

Индивид - это прежде всего источник продуктивного произвола. "Раскачивая" застывшие конструкции социальных форм, произвол индивидуального бытия служит делу дальнейшего саморазвития [8, с.162]. Именно поэтому "индивидуум прочнее общества" [9, с.133].

Таким образом, физкультурную деятельность можно охарактеризовать, как реализацию самоопределенным человеком субъективированных единиц физической культуры, воспроизводимых для обеспечения адекватности своего психофизического состояния условиям жизни и производства. Физкультурная деятельность разворачивается в том случае, когда взрослый человек, попадая в ситуации, требующие проявления тех или иных физических кондиций, вынужден организовывать свое мышление и сознание, обращаться к возможности задействования норм, образцов и эталонов физической культуры. Если он не находит оптимальных для данной ситуации норм, то вынужден проектировать и осуществлять новые виды физкультурной деятельности.

В.И. Столяров показал, что социализация физического состояния человека, его физических качеств осуществляется за счет того, что они оказываются вплетенными в социальную жизнедеятельность и не изолированы от других сторон и аспектов жизнедеятельности человека [10].

Жизнедеятельность человека - это реальный жизненный процесс социального субъекта, происходящий в конкретно-исторических условиях и характеризующийся определенной системой видов и форм деятельностей, в том числе физкультурной деятельностью, как человеческого способа освоения и преобразования действительности. Но без мышления и сознания, образования и познания жизнедеятельность человека утрачивает свою социальную сущность: "Человек... делает самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Его жизнедеятельность - сознательная" [11].

Человек начинает изменять себя, используя средства физической культуры, когда у него активизируются процессы мыследеятельности. В результате возникают новые образы, онтологии и понятия, ведущие к изменениям в структуре сознания. При этом процессы мыследеятельности следует связывать со способностью человека использовать фрагменты сознания, связанные с проявлениями индивидуального, а самосознание и самодеятельность возникают, когда личность уже состоялась и произошло формирование общественного человека. Только теперь к присвоенному историческому и социальному опыту прибавляется то, что Л.С.Выготский назвал удвоенным опытом [12].

На этапе порождения физкультурной деятельности крайне высока роль эмоций. Как отмечал Л.С.Выготский, "... в период сильного возбуждения нередко ощущается колоссальная мощь. Это чувство появляется внезапно и поднимает индивида на более высокий уровень деятельности" [12, с.101].

Эмоции возникают "прежде всего и раньше всяких умозаключений... Функция эмоций - трансформация потребностей во вполне конкретные цели для нахождения возможности практического их удовлетворения... Указанная эмоцией цель может в свою очередь потребовать мышления - построения представлений об оптимальных средствах и способах ее достижения" [13, с.28].

Таким образом, должны существовать мощные способы воздействия на сознание человека, чтобы состоялось его преобразование, возникли предпосылки для появления физкультурной деятельности. Внутреннее эмоциональное состояние и является подлинным стимулом к новым горизонтам жизнедеятельности.

Экстремальность обеспечивает активизацию мышления, которое связано с деятельностным началом (по Гегелю - "самоосуществлением" и "самореализацией"). Мышление же, привнося свои определения в сознание, вовлекает его в определенное отношение к явлению (объекту) и определяет снятие последнего в знании. Мышление, таким образом, согласно концепции Гегеля, является той деятельностью, которая "внедряет" свои определения в сознание [14, с.66].

О.Ф. Больнов, известный немецкий педантрополог, утверждает, что через кризисное состояние человека всегда открывается "новое начало" и потому "всякая новая жизнь начинается в кризисе" [15, с.34]. Если кризис является решающим для обновления человека состоянием его сознания, то экстремальная ситуация выполняет функцию фактора, переводящего личность в состояние кризиса.

В кризисе возможно обновление, "омоложение" человеческой жизни, как "ощущение новых возможностей" в жизненном процессе. Задача педагогического воздействия заключается поэтому в том, чтобы показать перспективы обновления, выход к "новому началу и к новой основательности жизни" [15, с.43].

Способность человека критически взглянуть на себя также открывается в процессе кризиса. Критическая позиция непосредственно вытекает из желания выйти обновленным из кризисной ситуации. Поэтому критика является внутренней, сущностной чертой индивидуальности, связанной с выходом из кризиса за счет концентрации и задействования всех творческих сил, самоосуществлением скрытых до сих пор возможностей. При этом "деятельность субъекта направляется... образом, возникающим в поисковой ситуации в процессе уподобления деятельности человека свойствам объекта" [16, с.22-23].

Именно экстремальность стимулирует человека к выходу в рефлексивную позицию и к оценке адекватности изменившимся внешним условиям. Только отследив и осмыслив свое нынешнее состояние, как неблагополучное, он может строить новую деятельность. Экстремальность побуждает человека размышлять и находить соответствующий ответ в форме системы двигательных действий, а также других средств здравостроительства, которые принято включать в круг рекреационных или физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Экстремальность можно истолковать как столкновение человека с проблемой, выраженной в неявном виде. Выходя в рефлексивную позицию, например, по отношению к состоянию неудовлетворительной работоспособности, человек осмысливает эту новую для себя ситуацию, выделяет причины ее возникновения. Экстремальность, создаваемая искусственно, через педагогический процесс, является действенным способом для взрослого человека почувствовать и понять необходимость перемен в организации своей жизнедеятельности, условием принятия решения об использовании соответствующих средств физической культуры.

В экстремальности возникает два возможных способа реагирования: ничего не предпринимать, ставя свое здоровье, работоспособность и даже саму жизнь под угрозу, либо привлекать соответствующие средства физической культуры, формировать и реализовывать проекты и программы физкультурной деятельности.

Таким образом, включение, прежде физкультурно-пассивного человека, в физкультурно-спортивную деятельность - событие вполне им осознанное, но не в полной мере добровольное, вынужденное.

Как было показано, экстремальность связана в первую очередь не с фактом неблагоприятного изменения внешних условий жизни, а с осознанием человеком собственной неадекватности этим условиям. Она возникает тогда, когда человек лишается возможности в полной мере реализовать собственную индивидуальность. А следующий этап создания новой системы деятельности определяется стремлением самоопределенного человека гармонизировать свое состояние. Именно в экстремальной ситуации к человеку приходит понимание, что жизнь вовсе не "несущий поток", а сознательно организуемые процессы жизнедеятельности.

Результаты экстремальности:

- возникает необходимая для процессов собственных изменений организованность сознания, похожая на известное в спортивной практике предстартовое состояние;

- в результате появления некоторого образа относительно способа действий по преодолению экстремальной ситуации формируется круг представлений, цель, проект и программа деятельности;

- в ориентации на созданные идеальные конструкции наступают процессы волевой самоорганизации, направляющие и сохраняющие последующую (овнешненную) физкультурную деятельность. "Мышление, - отмечал Гегель, - само себя определяет к воле, и первое остается субстанцией последней; так как без мышления не может быть никакой воли..." [17].

Этап самоопределения человека по отношению к физкультурной деятельности включает присвоение позиции деятеля физической культуры, принятие физической культуры как ценности, создание собственного образа деятеля в пространстве физической культуры и, наконец, процесс целеполагания. Состоявшееся самоопределение относительно разворачивания физкультурной деятельности, появление проектов и программ деятельности следует рассматривать в качестве системообразующего фактора для становления систем физкультурной деятельности. Наличие проекта и программы физкультурной деятельности является основанием для собственно развития человека, а далее осуществляется его действия по достижению сложившихся образов и целей, привлекаются необходимые средства физической культуры, либо, если их нет, конструируются и апробируются принципиально новые виды физкультурной деятельности.

Более подробно этап проектирования можно охарактеризовать, как создание замысла физкультурной деятельности в соотнесении с реальными ситуациями и условиями жизни.

Создание программы индивидуальных занятий - такой момент в разворачивании физкультурной деятельности, когда ее субъект понял, как (в какой последовательности в течение дня, недели, времени года, с какой дозировкой и т.д.) будет выполнена увязка привлекаемых средств физической культуры.

Реализация программы - это собственно составление и выполнение планов регулярных занятий, обеспечиваемых доступными и достоверными способами контроля за динамикой физического развития и состоянием основных функций организма.

Реконструкция или отмена программы - решение, которое принимает субъект деятельности спустя некоторое время с момента ее осуществления. Решение принимается на основе соотнесения достигнутых результатов физкультурной деятельности с ожидавшимися в начале ее разворачивания изменениями.

Осуществляя физкультурную деятельность, человек не только приспосабливается к внешним условиям, но и преобразует их за счет создания особой среды обитания.

Феномен "среды обитания" можно охарактеризовать так. Существуют внешние условия жизни человека (общество и природа, в которые особым образом погружен и где живет конкретный человек), а также он сам, его "Я", с неповторимым мышлением и сознанием, уникальными психофизическими особенностями. Неправомерно утверждать, что внешние условия оказывают определяющее влияние. В каждом конкретном случае между уникальным "Я" и внешними условиями будут складываться особые отношения. Для человека "нормальным состоянием является то, которое соответствует его сознанию и должно быть создано им самим" [4, т.20, с.510].

Среда обитания включает в себя внешние условия, с которыми непосредственно взаимодействует и на которые может влиять человек, и "Я", которое определяет характер социальной активности и направленность действий личности и индивида. Н.Н. Визитей утверждает, у "Я" нет для самого себя своей собственной территории. Оно как бы существует на границе внешнего и внутреннего, а сама эта граница подвижна [18, с.13].

Среда обитания как бы зажата между внешними условиями, с одной стороны, и мышлением, сознанием, волей и действиями человека, с другой. Среда обитания это двойственность (взаимопереход) внешних условий и человеческого "Я", именно поэтому она носит преобразующий действительность характер. Эту особенность и назначение среды обитания показал Г. Саймон, который писал: "Искусственный мир сосредоточен именно в точках встречи внешнего и внутреннего. Его назначение - в достижении целей за счет приспосабливания первого ко второму... Причем основным вопросом здесь является самый процесс конструирования" [19, с.73].

Человек с пассивной жизненной позицией, то есть не самоопределенный к сознательной и волевой деятельности, сильнейшим образом подвержен действию внешних условий. Он несвободен, его несет "поток жизни", а жизненный путь представляет собой непрерывное воспроизводство примитивных структур поведения: "В той мере, в какой он... способен к адаптации, его поведение будет отражать в основном характеристики внешней среды (с точки зрения стоящих перед ним целей)" [там же, с.36].

И наоборот, деятельный человек, формируя свои проекты и программы, осуществляя физкультурную деятельность, создавая свою среду обитания, влияет на внешние условия и становится выше неблагоприятных обстоятельств жизни. Его жизнь становится в значительной степени рукотворной, а среда обитания дает большую свободу в проживании плодотворной, подлинно человеческой жизни.

Физкультурную деятельность следует рассматривать в контексте жизнедеятельности отдельного человека. Отсюда, процесс рождения и разворачивания физкультурной деятельности всегда выступает, как имманент отдельного человека, индивида. Здесь напрочь неприемлемы подходы массовой физкультуры, как стремление увлечь значительные группы людей едиными для всех формами физической активности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры. Л., 1985.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42.

3. Щедровицкий П.Г. К анализу топики организационно-деятельностных игр. Пущино, 1987.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20,23.

5. Приходько В.В. Педагогические основы физкультурного образования студентов (Опыт игрового проектирования и экспертизы): Дис...докт. пед. наук. М., 1991.

6. Давыдов А.А. Экспертные оценки дает респондент// Социол. исследования. 1989, N 3.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 40. с.36.

8. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990.

9. Розанов В.В. Сумерки просвещения/Сост. В.Н. Щербаков. М., 1990.

10. Столяров В.И. Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры. М., 1988.

11. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. с.93.

12. Выготский Л.С. Собр.соч. В 6-ти томах. т. 6. М., 1984.

13. Ершов П.М. Потребности человека. М., 1990.

14. Быкова М.Ф. Гегелевское понимание мышления. М., 1990.

15. Куликов В.Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. Свердловск, 1988.

16. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорет. и эксперим. психол. исслед. М., 1986.

17. Гегель. Философия духа. Соч. Т. 3. М., 1976, с.311.

18. Визитей Н.Н. Физическая культура личности (проблема человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты). Кишинев, 1989.

19. Саймон Г. Науки об искусственном: Пер. с англ. Э.Л.Наппельбаума. М., 1972.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Приходько, В.В. К построению понятия "физкультурная деятельность" / Приходько В.В., Неверкович С.Д. // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. - М., 1993. - С. 117-123.