КОРРЕКЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДОМОВ ДЕТСТВА МЕТОДАМИ ФИЗКУЛЬТУРЫ

КОРРЕКЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДОМОВ ДЕТСТВА МЕТОДАМИ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Васильков А.А., Матвеева О.В.,
Уральская государственная академия физической культуры,
г.Челябинск

Исследуя процессы роста и развития организма воспитанников домов Детства №6 и №14 г.Челябинска, была обнаружена их задержка физического развития. Задержка физического развития проявлялась; 1) низкими показателями основных показателей физического развития (массы и длины тела, окружности груди и головы), динамика роста в основном проходит в области "низких" и "очень низких величин" (по методу перцентилей); 2) нестабильностью годовой прибавки основных показателей физического развития, когда замедление прироста сменяется компенсаторным (ускоренным) ростом; 3) задержке или ускорению костного созревания; 4) задержке или ускорению полового созревания. Исследование детей с задержкой физического развития показало, что у 100% детей отмечается одновременная задержка функционального, интеллектуального развития, низком развитии физических качеств (сила, быстрота, скорость, выносливость, координация движений).

За период с 1993 по 1999 годы было обследовано 512 воспитанников домов Детства, которые достоверно (Р<0,05) различаются по трем группам:

1 группа - дети с задержкой физического развития, нормальными сроками костного и полового созревания ("неполная задержка"), встречается у 82% девочек и 73% мальчиков;

2 группа - дети с задержкой физического развития, костного и полового созревания ("полная задержка"), встречается у 8% девочек и 12%мальчиков;

3 группа - дети с задержкой физического развития и преждевременным костным м половым созреванием ("дети Маугли") наблюдается у 10% девочек и 15% мальчиков.

В рамках "Региональной программы коррекции и оздоровлению воспитанников домов Детства № 6 и 14" была разработана комплексная программа, которая включала: дыхательную гимнастику, ЛФК и ОФК, массаж и мануальную терапию, диетотерапию, райцтерапию (холодовое и тепловое закаливание); психокоррекцию; методы дефектологии и физиотерапии. Таким образом были созданы благоприятные условия для нормального развития воспитанников домов Детства, однако, достоверной нормализации физического развития достигнуто не было, а разброс амплитуды прибавки показателей (массы и длины тела) увеличился более шести сигм.

Для сглаживания волн прироста показателей физического развития была разработана "специальная физкультура" (СФК). Исходя из индивидуальных особенностей роста детей, в период, когда у ребенка замедлялись темпы прироста длины тела, применялись физические упражнения на преимущественный рост в длину трубчатых костей. Для чего использовались в основном прыжковые упражнения на скакалке, прыжки в длину и высоту, приседания с выпрыгиванием, по 20-100 прыжков в серии, 2-6 серий в занятие, интервалы между подходами 5-10 минут, во время которых проводились упражнения на расслабление мышц и связок.

В период, когда у ребенка замедлялся прирост мышечной массы и ускорялся прирост длины тела, применялись физические упражнения на преимущественное стимулирование прироста мышечной массы. Для этого применялись упражнения с мышечным напряжением в 50-70% от максимального, с числом повторений от 6 до 20 раз в подходе, 2-4 подхода, за занятие, с интервалом отдыха до нормализации ЧСС, в изометрическом и динамическом (с отягощениями) режиме. Проводилось дополнительное по 2 занятия в неделю СФК, кроме уроков физкультуры по школьной программе.

В результате сочетания нормализации условий жизни и "активных" методов коррекции (СФК) были получены следующие результаты:

  1. Происходит достоверное "сглаживание" (стабилизация) прибавки длины и массы тела, окружности груди и головы во всех трех группах детей.
  2. Морфологические показатели у детей с "неполной задержкой" развития входят в "нормативный коридор" через 10-12 месяцев занятий СФК;
  3. Морфологические показатели детей с "полной задержкой" физического развития входят в "нормативный коридор" через 12-24 месяца занятий СФК;
  4. Морфологические показатели "детей Маугли" после 48 месяцев в "нормальный коридор" не вошли. Сформировался низкорослый пропорционально сложенный тип с низким интеллектуальным развитием.
  5. После прекращения коррекционной программы у детей сохраняется стабильность прироста основных морфологических показателей (наблюдение в течении 4 лет) в пределах нормативных колебаний.
  6. Параллельно этому, без дополнительных программ по коррекции психического развития, у детей достоверно улучшились показатели интеллектуального и функционального развития, развития физических качеств достоверно сравнялись с показателями с показателями нормально развивающихся детей из относительно благополучных семей.

Physical load is direct on for stimulation of bones growth and rise of muscles mass leads to normalisation the physical development of the children of conflictable family.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Васильков, А.А. Коррекция физического развития воспитанников домов детства методами физкультуры / Васильков А.А., Матвеева О.В. // Открытый мир : Науч.-практ. семинар по адапт. двигат. активности. - М., Б. г. - С. 22-24.