ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ АЙКИДО НА ТОЧНОСТНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ АЙКИДО НА ТОЧНОСТНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Елисеев Е.В.,
Уральская государственная академия физической культуры,
г.Челябинск

В работе с детьми, страдающими церебральными параличами (ДЦП), особое внимание уделяют формированию правильных двигательных навыков, что крайне важно для их социально-трудовой адаптации [1].

Айкидо, как одна из интереснейших систем философии и практики Восточных единоборств, являющаяся составной частью общечеловеческой культуры, включает в себя систему специальных физических упражнений, основанных на тесных моторно-висцеральных и моторно-церебральных связях.

Именно в Айкидо, в отличие от других единоборств, особое внимание уделяется ориентации человека в пространстве. Это позволяет детям с ДЦП систематически контролировать все параметры своих движений в постоянно меняющихся условиях тренировки. При этом они реализуют весь комплекс физических качеств: координацию, ловкость, быстроту, силу, выносливость и другие качества, постоянно совершенствуя их. Практика использования различных техник Айкидо прививает способность не утрачивать ориентацию в пространстве при наличии целого комплекса сбивающих факторов: шум, утомление, повышенная эмоциональная напряженность. Сложность, но досягаемость правильной репродукции движений техник Айкидо характеризуется для детей с ДЦП передвижениями тела в пространстве. Эти передвижения, связанные с воздействием различного рода ускорений (повороты и вращения) сопровождаются сложными манипуляциями рук, кистей и пальцев. На уроках Айкидо мы формируем двигательные качества путём концентрации обучения на точностных движениях.

Для определения степени влияния занятий Айкидо на точностные движения детей с ДЦП было проведено следующее исследование.

На базе школьной спортивной секции Айкидо школы-интерната №4 г.Челябинска было сформировано 2 групп детей по 20 человек в каждой. Каждая группа включала в себя 10 детей в возрасте от 9 до 12 лет и 10 подростков в возрасте от 13 до 15 лет.

В экспериментальную группу входили дети, практикующие Айкидо по методике развития двигательных способностей путем концентрациии воспитания точностных движений в течение двух лет. В контрольную группу входили дети, практикующие Айкидо всего 6 месяцев.

Эксперимент состоял из двух частей, как в первой части , так и во второй испытуемые выполняли одно и то же задание. Одному из партнеров, в парах, необходимо было выполнить технику освобождения от захвата за одноименную кисть контролем "давления на локоть" (катате тори икьё). Оборонительное движение проводилось "снаружи вовнутрь" (омоте ваза) в темпе, максимальном для каждой пары в течение 30 секунд. Затем партнеры менялись местами , и задание вновь повторялось.

Методом наблюдения фиксировалось количество попыток выполнения техники, а также количество раз попадания обороняющихся в болевую область локтя.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что несмотря на недостаточную пространственно-временную ориентацию учащихся с ДЦП, регулярные занятия по системе Айкидо успешно тренируют целый комплекс двигательных качеств, в частности целевую точность и устойчивость двигательного гомеостаза к действию сбивающих факторов.

Systems of training for sportsmen Aikido found development and forming of their motions quality by concetration for exact movement, increase stability functional motion system for children with cerebral paralysis.

Список литературы.

Дмитриев В.С., Сомаев Г.Н., Киселева Е.В. Основы профилактики и гипокинезии инвалидов средствами физической культуры и спорта. Малаховка, 1993.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Елисеев, Е.В. Определение степени влияния занятий айкидо на точностные движения детей с церебральным параличом / Елисеев Е.В. // Открытый мир : Науч.-практ. семинар по адапт. двигат. активности. - Москва, Б. г. - С. 29-31.