УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНАМ СПЕЦИАЛИЗАЦИИФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНАМ СПЕЦИАЛИЗАЦИИФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ

Литош Н.Л., Астафьев Н.В.,
Омск, Россия

За период с 1990 по 1995 годы число детей, обучающихся в специальных (коррекционных) школах, увеличилось с трехсот шестидесяти пяти (365) тысяч до четырехсот двадцати трех (423) тысяч. Среди них преобладают категории детей с нарушением интеллекта.

Отмечено уменьшение числа специальных (коррекционных) школ для умственно отсталых детей и, одновременно, увеличение количества специальных классов для детей с легким нарушением интеллекта в общеобразовательных школах (процент таких детей незначителен - 0,05%).

Представленные показатели о численности в РФ учащихся с нарушениями в развитии свидетельствуют об острейшей потребности практики в преподавателях физической культуры для детей с нарушенным интеллектом.

Обратим внимание на мировой опыт и рекомендации ученых по организации и подготовке педагогических кадров для работы с лицами, имеющими нарушения в развитии. Как отмечает Н.М.Назарова (1990), в странах с развитыми традициями профессионального обучения подготовка дефектологов ведется по 1 (реже 2-м) профилям: олигофренопедагогика , сурдопедагогика , тифлопедагогика . Научно-практическая конференция дефектологов, проходившая в 1989 году в Ташкенте, пришла к выводу о необходимости перехода на монопрофильную подготовку специалистов (Л.Р.Муминова,1989). Учитывая рекомендации по организации подготовки кадров, а также то обстоятельство, что наибольшее количество детей с нарушениями в развитии - это дети с нарушенным интеллектом, считаем, что подготовка физкультурных кадров, в первую очередь, должна быть организована по одному из профилей - олигофренопедагогике.

Программа ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ составлена нами на основе учебного плана по специальности 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) квалификации Специалист адаптивной физической культуры для физкультурных (высших и средних специальных) учебных заведений, предназначена для профессиональной подготовки учителей физической культуры специальных (коррекционных) школ 8-го, 6-го вида, коррекционных классов общеобразовательных школ, а так же педагогов дополнительного физкультурного образования детско-юношеских клубов физической подготовки, занимающихся физкультурным образованием лиц с нарушенным интеллектом и детей с задержанным психическим развитием.

Освоение программы позволит сформировать у будущих специалистов адаптивной физической культуры общие и специальные профессиональные знания, умения и навыки.

В результате освоения программного материала специалист-выпускник должен знать:

- психолого-педагогические особенности умственно отсталых лиц и детей с задержанным психическим развитием;

- организацию, структуру и содержание системы образования умственно отсталых лиц и детей с задержанным психическим развитием (в государственных образовательных учреждениях, в учреждениях социального обеспечения и здравоохранения);

уметь:

- осуществлять планирование и организацию процесса физкультурного образования умственно отсталых лиц и детей с задержанным психическим развитием;

- проводить обобщение передового опыта и исследования в области адаптивной физической культуры;

владеть:

- навыками организации и проведения физкультурно-спортивных мероприятий с умственно отсталыми лицами и с детьми с задержанным психическим развитием.

Подготовка физкультурных кадров по специальности 022500 Адаптивная физическая культура, специализирующихся в области физического воспитания лиц с нарушенным интеллектом предусматривает изучение семи учебных дисциплин.

На первом уровне профессионального образования осваиваются следующие дисциплины:

1. Психолого-педагогическая характеристика лиц с физическими и психическими нарушениями в развитии.

2. История и становление систем образования и коррекционной помощи лицам с физическими и психическими нарушениями развития в различных странах мира.

3. Психология умственно отсталых лиц и детей с задержанным психическим развитием (изучается после освоения дисциплины ГСЭ.05. Психология и педагогика ).

4. Содержание образования и физического воспитания умственно отсталых лиц в государственных учреждениях образования, социального обеспечения, здравоохранения.

На втором уровне профессионального образования осваиваются следующие дисциплины:

5. Методика проведения физкультурных занятий с умственно отсталыми лицами в специальных (коррекционных), общих и профессиональных образовательных учреждениях (изучается после освоения дисциплины ОП.19. Оздоровительно-спортивные технологии и методы обучения базовым видам спорта ).

6. Методика проведения физкультурно-спортивных занятий с умственно отсталыми школьниками и учащимися специальных (коррекционных) ПТУ по программам дополнительного образования.

На втором уровне профессионального образования факультативно осваивается дисциплина:

7. Методика проведения дополнительных физкультурно-спортивных занятий с умственно отсталыми лицами по международным олимпийским программам.

Учебная работа проводится в форме лекций, методических и семинарских занятий, учебной практики. Кроме перечисленных форм занятий, предусматривается самостоятельная работа студентов и занятия по физкультурно-спортивному совершенствованию.

В 5-ом семестре студенты проходят 8-ми недельную педагогическую практику в должности учителя физической культуры специальной (коррекционной) школы 8-го вида для умственно отсталых учащихся.

В 8-ом семестре проводится 6-ти недельная практика по специальности в учреждениях дополнительного физкультурного образования - детско-юношеских клубах физической подготовки (ДЮКФП), детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ). Студенты работают в должности педагога дополнительного образования по программам общей физической подготовки, либо в должности тренера-преподавателя по виду спорта - по программам спортивной подготовки.

В 10-ом семестре, в период 2-х недельной преддипломной стажировки студенты занимаются проведением учебных исследований по теме выпускной квалификационной работы.

Обучение специальности заканчивается государственной аттестацией - экзаменом, выявляющим знания студентов по специальным дисциплинам, дисциплинам специализации, а также защитой выпускной квалификационной работы.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Литош, Н.Л. Учебная программа по дисциплинам специализации "Физическая культура для лиц с нарушенным интеллектом" / Литош Н.Л., Астафьев Н.В. // Открытый мир : Науч.-практ. семинар по адапт. двигат. активности. - М., б. г. - С. 51-54.