АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ДЦП

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ДЦП

Пануш В.Г., аспирант РГАФК

АФК при ДЦП направлено прежде всего на укрепление здоровья, своевременное формирование и коррекцию двигательных навыков и основных двигательных качеств.

Цель коррекционной работы заключается в исправлении (доразвитии) психических и физических функции детей с ДЦП. В процессе общего образования коррекция выступает как система подчинённого ранга.

Ведущая деятельность образования является учебная. В это связи выделяют три основных структурных аспекта:

  • познавательный, обеспечивающий усвоение опыта.
  • воспитательный, содержит в себе воспитание типологических свойств личности.
  • развивательный, основан на развитии физических качеств личности.

Коррекцию, как правило связывают чаще всего с развитием ребёнка. Это действительно обоснованно поскольку она нацелена на исправление вторичных отклонений в развитии детей. Но когда речь идёт о коррекционно-педагогической работе, то нельзя её искусственно вычленить из триединой схемы образования: обучение, воспитание, развитие.

  1. Коррекционное обучение - усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития. Общие принципы обучения разработаны на основе положении общей педагогики с учётом соответствующих аномалий.
  2. Коррекционное воспитание это воспитание типологических свойств личности, качеств позволяющих адаптироваться в социальной среде.
  3. Коррекционное развитие это исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствования психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

Задачами педагогического воздействия являются коррекция нарушения поведения, стимуляция эмоциональной, интелектуальной и социальной активности, направленной на восстановление, возможности и желания учиться или преобретение навыков самообслуживания и соответствующих возрасту трудовых навыков.

Проблемами коррекционного воспитания, обучения и развития у детей с ДЦП ещё недостаточно изучены. Работы зарубежных авторов (Н. Ботт, П. Ботт, 1964 г., М. Хари 1982 г.) отражают некоторые стороны коррекции двигательных функции.

Отечественными работами (Ипполитова М. В. 1982 г., Левченко 1980 г., М. Эйдинова 1978 г.) разработаны пути восстановления нарушенных двигательных речевых функции, восприятие пространства у детей с ДЦП.

В ходе коррекционной работы развивается умственная, физическая саморегуляция, способности организовать и регулировать свою деятельность. В процессе коррекции обучения должно идти впереди развития, и строится не только на завершённых циклах развития а прежде всего на тех физических и психических функциях, которые ещё не созрели.

И очень важный вывод, который можно сделать на основание работ Выгодсткого Л. С. (1956 г.), и более поздних исследований Зенкова Л. В. (1875 г.), и который очень важен для системы коррекционной работы, заключается в следующем: обучение, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые только созревают, (и это главное) двигают развитие вперёд.

Через систему коррекционных занятий по исправлению вторичных дефектов можно подойти к влиянию на первичный дефект. (Литвак А. Г. 1985 г.)

Это утверждение основано на закономерности единства структуры и функций анатомо-физиологических механизмов. С развитием, в ходе коррекционной деятельности функциональных процессов, должны возникнуть соответствующие структурные изменения. Это влияние на качественное состояние первичного дефекта сказыавается очень медленно в процессе онтогенеза, поскольку требует большого количественного накопления коррекционного опыта и его результатов.

Коррекция первична, а компенсация всегда вторична, но это не рядоположенные понятия, а тесно увязанные процессы, которые обуславливают друг друга, и не могут в широком смысле рассматриваться один без другого.

Цель коррекционной работы непосредственно связано с результатом (компенсации), педагогическая недоработка в ходе коррекционного процесса не даёт должной степени компенсации дефекта, и придётся, возможно не один раз возвращаться на исходные целевые позиции, чтобы получить максимальный эффект специального педагогического воздействия на ребёнка с ДЦП.

Если соотношение коррекционных компонентов изобразить схематически, то необходимо будет показать выведенное триединство коррекции.

Во первых, коррекция должна занять центральное положение, так как она определяет дефектологическую направленность.

Во вторых, коррекция должна находиться на перекрёстке составных частей общего образования и в то же время иметь свою направленность.

В третьих, по обьёму и значимости коррекционного педагогического процесса ему должно быть отведено заметное место на перекрёстке составляющих образование.

В четвёртых, коррекция как социальная система должна иметь самостоятельный выход на окружающую среду.

На этот важный аспект обращается большое внимание с возросшей необходимостью социальной защиты детей с ДЦП.

Ведущая форма коррекционно-педагогической деятель-ности является игровая. В игре у ребёнка формируются представления о различных направлениях жизни людей, социальных отношениях, нравственных формах поведения, развиваются воображение, воля, символические функции.

Коррекционное обучение в игровой форме развивает у детей познавательные способности, формирует новый уровень социальных отношении, что позволяет ребёнку действовать, руководствуясь поставленными целями, воспитывает устойчивые формы поведения и деятельности.

Среди факторов определяющих успешность учебной деятельности важное значение имеет самооценка - отношение ребёнка к своим возможностям, личностным качествам.

В следствие быстрой умственной и физической утомляемости детей с ДЦП необходимо соблюдение режима дня с обязательным чередованием труда и отдыха с игрой на свежем воздухе. Существенное место в корекционной работе должны занимать мероприятия направленные на коррекцию двигательных и психических функции.

Подбор и содержание игровых занятий определяется в зависимости от характера нарушении познавательной деятельности и особенностей двигательного дефекта.

Необходимость изучения игровой деятельности у детей с ДЦП обуславливается неразработанностью многочисленных вопросов связанных с этой проблемой. Имеются лишь, в связи с изучение различных аспектов познавательной деятельности, отдельные замечания о том, что у детей с ДЦП, в силу двигательных нарушении, не развивается в должной мере предметная и игровая деятельность. У многих детей с ДЦП крайне недостаточно познавательная активность и потребность в деятельности, ограниченны возможности выполнения отдельных действии. Отсутствие работ влияние двигательной патологии на формирование различных видов детской деятельности, приводит на практике к переоценке роли двигательной патологии в психическом развитии детей и с представлением об игре как деятельности имеющей для этих детей второстепенное значение.

Исследование опиралось на известное теоретические положения об игре как специфической форме деятельности сформулированные Д. Б. Улькониным, и на положения А. Н. Леонтьева о смыслообразующей функции мотивов действия. По А. Н. Леонтьеву смысл действия меняется с изменением его мотива в тех случаях, если операционные компоненты действия по своему активному содержанию остаются неизменными.

Данные теоретические положения раскрывают широкие возможности обучения даже тех детей, которые по разным причинам не имеют полноценного движение и не могут в связи с этим нормально овладеть необходимыми навыками. По отношению к детям с ДЦП такой подход даёт основание предполагать что при наличии двигательной и речевой патологии, снижение психической активности у этих детей будут возникать осложнения формирования самого процесса игровой обучаемости. При этом зависимость деятельности от несовершенства её операциональных компонентов, в связи с двигательным дефектом помимо общего психического развития ребёнка не будет одинаковоё при разных формах овладение материалом обучения.

Состояние и динамика игровой деятельности прослеживалась по параметрам которые характеризуют возможность возникновения и протекания игры:

  • наличие мотива, замысла и сюжета игры.
  • создание игровой ситуации и принятие на себя роли принятия решения.
  • овладение приёма организации игровой деятельности.
  • регулирование действии по ходу игры.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Пануш, В.Г. Адаптивная физическая культура как коррекционно-педагогическое направление в системе психолого-педагогической работы при ДЦП / Пануш В.Г. // Открытый мир : Науч.-практ. семинар по адапт. двигат. активности. - М., Б. г. - С. 73-77.