ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РАЗВИТИЯ ПРОГРАММ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И СНГ

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РАЗВИТИЯ ПРОГРАММ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И СНГ

Рубцова Н.О., РГАФК

Современное состояние нашего общества требует гуманизации всех сторон его жизни. В связи с этим, особое место уделяется людям с ограниченными возможностями здоровья.

Общая численность инвалидов всех групп и категорий составляет в России около 15 млн. человек. Ежегодно свыше 600 тыс. человек впервые признаются инвалидами - из них более 50% - люди трудоспособного возраста. Особенно резко растет число инвалидов среди детей и подростков.

На этих коренных социально-экономических изменений в нашей стране важнейшими в системе мер социальной защиты инвалидов становятся ее активные формы - адаптивное физическое воспитание и спорт.

В Российской Федерации существует около 200 спортивно-оздоровительных клубов, объединяющих лиц с ограниченной двигательной активностью. Открыты специализированные детские школы в Москве, Санкт-Петербурге, Орле, Красноярске, Саратове и др. городах.

Единым календарным планом Всероссийских массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий предусмотрены соревнования среди всех категорий инвалидов. Последнее время их проводится более 60 в год. Создан Паралимпийский комитет России. Активно работает Федерация спорта инвалидов.

В 1990 году создан и развивает программы физкультурно-спортивной работы с лица с нарушенным интеллектом. Специальный Олимпийский комитет России.

Расширились международные связи спортсменов-инвалидов.

Вместе с тем, проводимая государственными и общественными организациями работа не решает в должной мере проблему физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов.

Имеющиеся в стране и кадровый потенциал используется в этих целях явно недостаточно.

Основные направления работы с инвалидами в России еще не обрели статуса социально значимого общественного института. Основными причинами слабого развития физичиской культуры и спорта среди инвалидов являются:

  • практическое отсутствие специализированных спортивных сооружений, оборудования и инвентаря;
  • перменность проблемм инвалидов в архитектурно-строительном комплексе;
  • сложность перемещения в общественном транспорте;
  • необеспеченность финансированием;
  • недостаток профессиональных кадров.

Последнее положение, во многом, нет единого

Отсутствием государственного заказа на подготовку специалистов, проведения научных исследований, создание информационно-методического обеспечения.

В свою очередь, международная программа адаптивного двигательного образования начала развиваться с 1963 года. Как интегрированная дисциплина АФ образование строится на базовых знаниях по специальной педагогике, медицине и теории и методики физической культуры. В настоящее время за рубежом в структуре АФО представленв все уровни образовательных программ, включая магистратуру, аспирантуру и факультет повышения квалификации.

В России программа АФО берет свое начало с конца 80-х годов. В настоящее время создаются и развиваются отечественные школы по подготовке кадров по адаптивному физическому воспитанию.

В стране введена специальная физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. (Адаптивная физическая культура). Утверждены государственные требования к содержанию и уровню подготовки выпускников вузов по этой специальности.

Движение в поддержку выделения АФК в самостоятельную дисциплину началось образованием в 1973 году. Международной Федерации Адаптивной двигательной активности. Каждые 2 года она проводит Международные , ежеквартально издает специальный научный периодический журнал "Адаптивная Физическая Активность", каждые 5 лет, начиная с 19995 года, публикует обзор научных исследований в научном издательстве , что существенно облегчает получение научной информации в данной области, способствует росту популярности исследований, развитию интеграции специалистов различных областей АФК

Ряд ведущих физкультурных вузов России начали подготовку специалистов на вновь открытых кафедрах теории и методики адаптивного физической культуре.

Подготовлены магистрские программы. Ведется большая научно-исследовательские работы по различным направлениям специальности.

Однако, по-прежнему, АФК как самостоятельная дисциплина еще не полностью отвечает всем требования, предъявляемым к учебным дисциплинам.

При условии, что АФК уже имеет четко очерченное предметное поле, сформулированные цели, ставит и рассматривает важнейшие вопросы, остается значительной проблемой разработка единой терминологии и составление адекватного аппарата.

Большинство специалистов, хорошо знакомых с зарубежными публикациями по АФК, подчас стремятся использовать существующую в мире терминологию. Этот подход к формированию и определению понятий, существующий, в частности в Американской литературе не может удовлетворить общепринятые в Российской науке требования, существенно осложняет выработку точной и краткой формулировки принятых понятий.

Поэтому, именно в разработке концептуальной модели, основанной на единстве подходов и аппарата , состоит основная задача, определяющая перспективы развития АФК как научной и учебной дисциплины.

Второй, и не менее важной проблемой является АФК как , базирующиеся на 3 отраслях знаний - медицины, специальной педагогики и теории и методики физического воспитания. Именно заинтересованность специалистов 3-х дисциплин в развитие АФК как научной и учебной дисциплины и определяет в ту или другую сторону при разработке содержания дисциплины и определения процентного соотношения доли той или иной области знания на ее предметном поле. Здесь выступает на первый план требование наличия специфической целостности АФК как самостоятельной отрасли знания, которая и обеспечит равновесие в содержании разделов той или иной отрасли знаний в ее структуре.

Зарубежный опыт развития АФК как учебной дисциплины строится на положении о ее большей педагогической "принадлежности" , в следствие это определяет необходимость наличия базового (4-х летнего) образования по специальной педагогике и Специализация по АФК.

Мнения Российских специалистов в этом вопросе существенно разделились. Часть специалистов не без основания утверждают, что АФК должна иметь в своей основе значительную долю дисциплин, относящихся к области медицинских знаний, другие настаивают на "педагогичности" этой отрасли.

Проблема различного подхода к "положению" АФК, как учебной дисциплины может быть снята при удовлетворении критерию, определяющему единство и специфичность процедур и методов, на которые опирается учебная дисциплина.

Именно приоритет использования педагогических методов и подходов при работе со специальным контингентом и использование средств физического воспитания, делает АФК более "педагогикой" по своей природе.

Наличие же значительной части медицинских дисциплин в стандарте специальности определяется также особенностями основного контингента, для работы которым осуществляется подготовка специалистов.

Однако, все выше перечисления особенности лишь свидетельствуют о развитии АФК как самостоятельной дисциплины и определяет направления научного исследования , посвященного проблемам АФК.

О становлении АФК как самостоятельной учебной дисциплины наиболее ярко свидетельствует растущий интерес к этому направлению, расширению числа вузов открывающих специализированные кафедры или специальные курсы для студентов и слушателей ФЛК, а также увеличение числа научных исследований посвященных этой проблеме.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Рубцова, Н.О. Перспективы развития программ адаптивного физического образования в России и СНГ // Открытый мир : Науч.-практ. семинар по адапт. двигат. активности. - М., б. г. - С. 83-87.