ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ С ИНВАЛИДАМИ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ С ИНВАЛИДАМИ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Шестопалов Е.В., УралГАФК

В настоящее время наблюдается тенденция повышения активности инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В связи с этим определенная часть студентов учебных заведений системы Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму после завершения образования должна быть сориентирована на работу с ними.

В процессе практической подготовки к работе с инвалидами с нарушениями опорно-двигательного аппарата студент должен усвоить набор определенных действий, позволяющих облегчить инвалиду выполнение физических упражнений. Особенно остро проявляется подготовленность к работе с этой категорией во время первоначального обучения инвалидов занятиям на тренажерах. Отсюда видна необходимость подготовки студентов к практической работе во время аудиторных занятий и самостоятельной проработки теоретического материала.

В настоящее время высшие учебные заведения системы физической культуры в большинстве своем преобразованы в академии и ведут подготовку специалистов, бакалавров и магистров. Проводимая многоуровневая подготовка строится на базе четырехлетней программы обучения, следовательно, подготовка к работе с инвалидами, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, должна осуществляться на втором и третьем курсах.

Применительно к студентам специализации "Организация физической культуры" это значит, что на втором курсе им необходимо подробно ознакомиться с видами травм, приводящих к таким повреждениям, понимать степень выраженности поражений в зависимости от основных параметров повреждений, а также представлять возможный для таких инвалидов объем физических упражнений.

За время обучения на третьем курсе эти студенты осваивают особенности воздействия физических упражнений на инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, закрепляют на практике умение определить объем и интенсивность физических упражнений для достижения оздоровительного эффекта, учатся создавать для этой категории инвалидов программу двигательного режима на длительный период.

Организация рассмотренной подготовки студентов возможна на базе спортивно-оздоровительных клубов, восстановительных центров, действующих при городских (областных) организациях инвалидов и органах социальной защиты.

Рассмотрение вопросов общения лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата является одной из задач, решение которых имеет большое значение для проблемы социальной реабилитации инвалидов. Занятия физическими упражнениями в группе вынуждают инвалида вступать во взаимодействие с другими участниками процесса независимо от его желания. С течением времени занятий такие контакты все в меньшей степени носят характер вынужденных. Наблюдающееся изменение количества контактов в процессе занятий создает установку на общение и за пределами спортивного зала, что будет проявляться в определенной динамике количества контактов инвалида с другими субъектами, а также в принадлежности контактирующих с инвалидом лиц к разным группам в зависимости от причин возникновения контактов.

исследование проводилось среди мужчин-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих давность наступления поражения от 2 до 28 лет на момент обследования. Возраст обследованных находился в пределах от 19 до 57 лет, все занимались инвалидным спортом не менее одного года. Обследование проводилось во время проведения экологического супермарафона на инвалидных колясках "Семипалатинск - Челябинск - Чернобыль". В опросе были получены ответы от 227 человек в 17 регионах Российской Федерации. Было предложено анонимно провести оценку количества контактов по различным группам возможного общения, при этом не проводилось разделения контактов на связи с инвалидами и с лицами, к ним не относящимися.

Все обследованные отметили расширение круга лиц, с которыми они взаимодействуют, а также количество контактов по сравнению с периодом, предшествовавшим активным занятиям физическими упражнениями и спортом. Прирост круга контактирующих лиц составил от 23% до 380% по сравнению с периодом "неспортивной" жизни. Ежедневное количество контактов возросло в диапазоне от 30% до 250%, причем 97% опрошенных отметили рост числа контактов по телефону, а 39% сообщили об увеличении числа личных встреч.

Исследовалась также структура межличностных контактов. Из общего количества опрошенных 42% сообщили о наличии у них работы в течение хотя бы шести месяцев в году. При этом 38% от всей выборки указали на прирост количества контактов по работе, в том числе практически 3/4 работающих обследованных сначала приступили к систематическим тренировкам и лишь потом смогли найти работу. Рост контактов в связи с общественной работой зафиксировали 32%. К этой группе общения относили работу как в обществах инвалидов, так и занятия в клубах по интересам (не учитывая спортивные тренировки и соревнования).

Отдельно была проанализирована активность контактов, причиной которых явились занятия спортом. Доля лиц, принимавших участие в соревнованиях с выездом за пределы своего населенного пункта, составила 58%, причем около 2/3 из них продолжало поддерживать возникшие при этом личные связи, а 7% из них посещало новых друзей. Дополнительно они также дали ответ на вопрос о стаже занятий спортом инвалидов. По продолжительности занятий получено следующее распределение: до трех лет - 31%, от трех до пяти лет - 42%, от пяти до семи лет - 19%, свыше семи лет - 8% от числа отвечавших на этот вопрос.

Выводы. Обследование структуры межличностных контактов инвалидов-спинальников показало заметную активизацию их жизни в результате систематических занятий физическими упражнениями. Большое значение в активизации жизни инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, по их мнению, придается возможности установления новых контактов во время участия в соревнованиях на выезде. Определенная часть респондентов подтвердила существенное изменение своего социального статуса. Этим изменением мы считаем получение постоянной работы, а также активную деятельность в самодеятельных организациях инвалидов. Наличие определенного контингента, занимающегося спортом длительное время, показывает, что занятия спортом становятся важной составляющей жизни инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Шестопалов, Е.В. Проведение занятий с инвалидами с нарушениями опорно-двигательного аппарата в процессе обучения студентов в вузах физической культуры // Открытый мир : Науч.-практ. семинар по адапт. двигат. активности. - М., Б. г. - С. 95-98.