САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В.В.Горбачева

Важнейшим фактором психического развития личности профессионала является включение его в постоянное решение социокультурных проблем, которые сегодня затрагивают как общество в целом, так и каждую профессиональную сферу, каждого человека. Соотнесение "мира деятельности" и личности является сложной теоретической и практической проблемой (А.Н. Леонтьев). Если рассматривать понятие личности "через раскрытие формы связи индивидуального человека с общественным целым", то постановка проблемы самоопределения профессионала как самоопределения личности в мире деятельности предполагает раскрытие отношений "человек-деятельность".

Процессы кардинальных изменений, происходящие сегодня во всех сферах жизнедеятельности, с необходимостью требуют перестраивания деятельности в самых разных областях. Это вызвано тем, что образцы и нормы, реализуемые в социальной практике в рамках процессов воспроизводства, приходят в противоречие с новыми условиями, ориентированными на реализацию принципа развития. Это противоречие создает необходимость для профессионального самоопределения каждого специалиста. Основной детерминантой в перестраивании и конструировании деятельности является личная позиция профессионала, его понимание исходной ситуации, в соответствии с которой строится программа развития профессиональной области.

Это противоречие остро проявляет себя и в сфере спортивной деятельности.

Анализ тренерской деятельности показывает, что для нее характерным является противоречие между двумя тенденциями (ориентациями): репродуктивно-консервативными, авторитарными установками, стереотипами, характеризующими сознание тренера и ориентированными прежде всего на узкопрофессиональные спортивно-технические задачи, для выполнения которых тренер используется в качестве основного средства, материала в соответствии с той профессиональной функцией, которую он реализует на своем рабочем месте, и ценностями педагогического гуманизма, творчества, профессионализма, где тренер выступает в качестве субъекта, ориентирующегося на создание новых форм общественной жизни.

Характерными особенностями первой тенденции в сфере ФКиС является использование тренера в качестве одного из видов материала (наряду с природными, социальными и т.д.). В этой ситуации тренер "прикрепляется" к существующим должностным структурам и живет по их законам, т.е. выступает не в качестве субъекта деятельности, а в качестве ее материала. Личностно-профессиональная позиция тренера редуцируется до функционально-исполнительской. Этот тип отношения "человек - деятельность" назовем бессубъектным. "Трудность, на которую раньше мало обращали внимание, состоит не в том, что плохо разработаны управленческие проблемы, недостаточно намечена стратегия развития или неадекватны средства решения задач. Главное то, что "внизу" отсутствуют субъекты социальной деятельности" (А.А. Тюков).

В режиме воспроизводства старых норм и образцов деятельности, замещающих рефлексивные процессы особенностей мышления, понимания, развития, не может происходить ее качественного преобразования. Центральной фигурой осуществления кардинальных изменений, столь необходимых во всех областях профессиональной деятельности, в том числе и деятельности тренера, должна быть личность. Признание человека в качестве главной ценности дает возможность осуществлять профессиональную деятельность на принципиально иных основаниях, главным из которых является принцип развития.

Для режима развития деятельности необходим другой тип отношений "человек - деятельность" - субъектный, где в качестве субъекта выступает личность, ориентирующаяся на создание новых форм общественной жизни.

Одной из важных проблем, существующих сегодня в профессиональной деятельности, является рассогласование между характером отношения "человек - деятельность", который необходим для реализации процесса развития, а именно субъектно-личностного отношения, и характером отношения, который существует и воспроизводится в социальной практике, - бессубъектного.

Перестройка любого механизма, в том числе профессиональной деятельности тренера, как известно, начинается с перестройки сознания, отказа от сложившихся стереотипов мышления, деятельности. Реализация субъектно-личностного характера деятельности означает умение тренера вычленять и осмысливать социокультурную проблему и строить свою деятельность в этих условиях. В данном случае речь идет не о "знаниях - умениях - навыках", ограничивающих сознание тренера и позволяющих осуществлять лишь нормативную деятельность, а о формировании управленческого мышления, раскрывающего границы сознания личности, позволяющего производить анализ ситуации и осуществлять самоопределение на основе культурологических, морально-нравственных, общечеловеческих норм и ценностей.

Проблемы личности, ее развития, активности, самоактуализации и самосовершенствования, ответственности и стремления к высшим ценностям, свободы выбора и самосознания ставились представителями гуманистического направления в психологии (Ш. Бюлер, А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт и др.). В рамках этой ориентации стало складываться движение "Развитие организаций" (Organization Development) (К. Левин, К. Роджерс). В Англии эта концепция приобрела некоторую специфику и разрабатывается Тэвистокским институтом человеческих отношений, основной тезис которого:" развитие - организаций - через - развитие - людей".

Появление в науке ориентации, направленной на актуализацию личностного потенциала, - важное достижение. Однако следующим шагом должна быть разработка способов и средств, обеспечивающих реализацию данного принципа. В связи с этим психология осваивает новые области, помогающие личности осознавать свой психологический потенциал, особенности межличностных отношений, ставить и решать социокультурные проблемы.

Решение этих задач предполагает формирование у личности профессионального самосознания, личностного самоопределения.

Анализ исследований проблемы самоопределения в литературе показал, что он сконцентрирован в основном вокруг трех групп вопросов:

- философско-методологические и историко-культурные аспекты самоопределения, связанные с сознательным регулированием жизнедеятельности, с пониманием смысла жизни, с моральным выбором (Гегель, Шеллинг, Ортега-и-Гассет, Л. Буева, И. Бестужев, А. Здравомыслов, И. Кон, М. Руткевич, В. Ядов и др.).

- Общепсихологические аспекты становления самоопределения в контексте проблемы развития личности и подготовке ее к будущей деятельности (Е. Головаха, Т. Кудрявцев, Н. Самоукина, М. Титма и др.).

- Социально-перцептивные аспекты самоопределения, связанные с особенностями самооценки, самопознания и познания других людей (А. Липкина, Е. Соколова, В. Столин, Е. Федотова и др.).

В целом в психологических исследованиях самоопределения существует два подхода. Первый рассматривает самоопределение как естественный процесс, возникающий на определенном этапе онтогенеза и существующий как личностное образование старшего школьного возраста. В этих работах речь идет о ценностно-смысловом самоопределении (Л. Божович, М. Гинзбург). Другой подход рассматривает самоопределение как искусственно организуемый процесс (Т. Кудрявцев, Н. Самоукина, В. Шегурова и др.). Этот подход касается профессионального самоопределения подростков и молодежи. Рассмотрение самоопределения как искусственно организуемого процесса и проведение психолого-педагогических исследований встроено в определенную практику - профориентацию - и только в этом контексте приобретает свою осмысленность и ценность.

В отличие от большинства исследований мы рассматриваем самоопределение профессионала, направленное на преобразование профессиональной деятельности, которое требует изменения "внутренних" ресурсов личности. Мы исследуем самоопределение в контексте такого обобщенного процесса как преобразование внешнего мира, в частности, преобразование профессиональной деятельности тренера. Речь идет не о самоопределении в ситуации выбора (профессионального, интеллектуального, нравственного). Под самоопределением мы понимаем рефлексивный процесс выявления профессионалом проблем в сфере своей деятельности, личностное отношение к этим проблемам с точки зрения ценностных установок и построение (создание) профессионально-культурных способов их разрешения, приводящих к смене личностных парадигм, с одной стороны, и, как следствие, - к изменению определенных структур и способов деятельности, с другой.

Такое понимание самоопределения опирается на основную идею Л.С.Выготского, считавшего преобразование собственного поведения фундаментом собственно человеческой психики и сознания, и на методологический принцип единства сознания и деятельности, разработанный С.Л.Рубинштейном и А.Н.Леонтьевым, основная формулировка которого заключается в следующем: "Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого".

Беря за основу активную преобразующую функцию субъекта, в том числе направленную на преобразование своего сознания, мышления, т.е. внутренних детерминант, мы обращаемся к методологическому принципу детерминизма, разработанному С.Л.Рубинштейном. В свете выдвинутого им принципа внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия. Это положение позволило по-новому подойти к вопросу о роли активности самой личности, при взаимодействии с внешним миром и социальными факторами, детерминирующими ее поведение. Активная роль внутренних условий выражается в избирательности восприятия внешних воздействий. Однако говорить о качественном изменении личности можно лишь в случае, когда внешние воздействия будут восприняты личностью, усвоены, переработаны, личностно осмыслены и станут источником формирования способностей по преобразованию жизнедеятельности. Включая в структуру "внутреннего" все многообразие психических свойств и качеств личности, характеризующих ее направленность, мы выделяем особенности мотивационно-потребностной сферы личности, ценностные ориентации, целевые установки, отводя им роль активного основополагающего фактора в процессе самоопределения. Мы полагаем, что именно это "внутреннее", являющееся в нашем исследовании "ядром" механизма самоопределения, способно осуществить перестройку сознания личности, иначе взглянуть на профессиональную деятельность и подвергнуть ее существенной реконструкции.

В контексте профессиональной деятельности тренера проблема самоопределения выступает для нас как проблема его самоопределения по отношению к содержанию профессиональной деятельности, ее целевым и ценностным аспектам, средствам и способам осуществления.

Мы понимаем, что "картина мира" тренера, его ценностные ориентации очень различны. Они могут иметь как культурно-нравственную, так и антигуманную направленность. Нашему же пониманию самоопределения соответствует социокультурное самоопределение, опирающееся на нравственные, общечеловеческие ценности.

Самодеятельная, свободотворческая (разумеется, в рамках объективной необходимости) деятельность человека тесно связана с ценностями, и процесс самоопределения, происходящий в ее пределах, также ценностно ориентирован, ценностно детерминирован. Осуществление человеком деятельности вне системы общечеловеческих ценностей чуждо и опасно, хотя мера ценности вовсе не эквивалентна мере ее воплощения в действительности. Но происходит это не потому, что ценность не нуждается в реализации, воплощении, а потому, что раскрывается живому человеку, активному субъекту, дается как предмет его потребностей и стремлений. "Явление, не переживаемое как необходимое средство удовлетворения потребностей или как достойная стремления цель, не затрагивающее чувств и воли, не может стать предметом ценностного сознания, не будет иметь для человека ценности" (Н.З. Чавчавадзе). Осуществление деятельности на основе социокультурных ценностей делает личность творческой, свободной, целенаправленной со стороны самого человека. Разумеется, речь идет об относительной, а не абсолютной свободе, "поскольку любой вид деятельности человека объективно определен и ограничен как природными, фактическими свойствами самого человека и предмета его труда, так и социально-историческими условиями, в которых он живет и творит. Таким образом, в рамках естественной и социальной детерминации деятельность человека можно рассматривать как свободную. Свободную в том смысле, что цель задана себе самим субъектом" (Н.З. Чавчавадзе). Ограниченность свободы связана в первую очередь с характером целеполагания, которое во многом зависит от системы ценностей. Чем больше постановка цели зависит от возможностей человека, от наличия и характера средств - тем сильнее ограничение. Однако в силу ограниченности человек вынужден выстраивать свои цели и ценности в некоторую иерархию, определять для себя их приоритеты. Практически это может выражаться в том, что чем меньше интеллектуальные возможности человека, тем жестче система ценностей, иерархичность выявляется все сильнее (Н.Ф. Наумова).

Формирование системы ценностей происходит под влиянием общественного сознания, господствующих в обществе нравственных, этических норм, мировоззрений. Но когда речь идет о профессиональном самоопределении, характер которого всецело зависит от системы ценностей личности, то рассчитывать на то, что этот процесс будет складываться стихийно, неэффективно, более того негуманно. Возникает задача целенаправленного формирования профессионального самоопределения с помощью психологических средств. Теоретический анализ структуры профессионального самоопределения показал, что строение самоопределения личности в профессиональной деятельности совпадает в общих чертах со структурой самоопределения личности в жизни в целом и представляет собой взаимоперекрещивающееся и взаимодополняющее соединение трех подструктур: ценностно-мировоззренческой, мотивационной и целеполагающей.

На изучение этих компонентов было направлено психодиагностическое исследование по форме констатирующего эксперимента, состоящее из двух этапов: на первом этапе исследовалась профессиональная деятельность тренеров, где ставилась цель - изучить структурные компоненты профессиональной деятельности тренера (цели, мотивы, действия, средства и способы). При этом использовали метод невключенного наблюдения, метод индивидуальных бесед с тренерами, метод анкетирования. Второй этап был посвящен изучению основных свойств личности, характеризующих ее направленность (мотивы, цели, ценностные ориентации). На данном этапе применялся метод мотивационной индукции Ньютенна, модифицированный вариант методики А.А. Будаси, и методика мотиво- и целеполагания П.М. Якобсона.

При анализе профессиональной деятельности мы исходили из положения А.Н. Леонтьева, раскрывающего общую психологическую структуру трудовой деятельности человека, направленной на достижение определенной цели. Анализ структурных компонентов деятельности для нас был важным объективным ориентиром, позволяющим понять сущность тренерской деятельности, и инструментом диагностики для определения способов и средств при организации процесса самоопределения.

Результаты анализа исследования профессиональной деятельности тренеров позволили выявить следующие моменты:

1. Сегодня тренер не выполняет основного социокультурного назначения - передачи культурно-исторического опыта, накопленного в сфере ФКиС. Это основная на сегодняшний день проблема тренерской деятельности.

2. Триединая задача тренерской деятельности - "обучение - воспитание - развитие" - является чисто декларативной. В лучшем случае выполняется задача обучения двигательным действиям, сложным физическим упражнениям. Процессы воспитания и развития в профессиональной деятельности тренера практически отсутствуют.

3. Отсутствие в структуре сложившейся сегодня тренерской деятельности педагогических целей образования, воспитания и развития и адекватных этим целям средств свидетельствует об отсутствии в профессиональном сообществе подлинной педагогической позиции.

4. Отсутствие педагогической позиции является показателем отсутствия профессионального самосознания, представления о собственной социокультурной миссии. Подлинное профессиональное самосознание замещается мифом о так называемом "социальном заказе", исключающем самоценность человеческой личности.

5. Мифологизация сознания тренеров является показателем отсутствия педагогического мышления. В этой ситуации самоопределение призвано осуществить формирование такого мышления.

Основной организационной формой, в рамках которой возможно формирование процесса самоопределения, является метод организационно-деятельностных игр, являющийся конкретизацией метода исследования генезиса высших форм поведения (Л.С.Выготский).

На теоретическом этапе организационно-деятельностной игры при построении понятия самоопределения и разработке его механизма мы опирались на принцип рефлексивного анализа, при организации эксперимента - на принцип генетического моделирования (В.В.Давыдов).

Анализ организационно-деятельностной игры по теме "Самоопределение тренера в рамках перестройки сферы ФКиС" дает возможность сделать вывод о том, что:

1. Профессиональное самоопределение тренера является важным условием, обеспечивающим перестройку его сознания, направленного на реализацию гуманистических ориентаций в спортивной деятельности.

2. Самоопределение тренера в профессиональной деятельности - сложная душевная, духовная и интеллектуальная работа, которая осуществляется благодаря проблемной форме организации коллективной мыследеятельности, направленной на актуализацию ценностно-смысловой, мотивационно-потребностной и интеллектуальной сфер личности, являющихся важными факторами механизма самоопределения.

3. Разные типы самоопределения (социокультурное и технократическое) детерминированы разнообразием "миров" (пространств) человеческого существования и форм их отражения в сознании тренера. Эти пространства указывают на разные основания человеческой жизни и особенности личностных характеристик, проявляемых в них.

4. Социокультурное самоопределение сопряжено с высокой образованностью и нравственностью тренера. В связи с этим понятно, что профессиональная деятельность тренера и любая система образования, готовящая этих специалистов, должна создавать условия для личностно-профессионального самоопределения студентов, слушателей ВШТ, тренеров.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Горбачева, В.В. Самоопределение личности тренера в структуре профессиональной деятельности // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. - М., 1993. - С. 143-149.