ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ И ПОТРЕБНОСТИ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ И ПОТРЕБНОСТИ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Галеев А.Р., Игишева Л.Н.

Кемеровский областной психолого-валеологический центр
Кемеровская государственная медицинская академия
г. Кемерово, Россия

{ e-mail: www.ortoplus.da.ru; ortoplus@mail.ru }

Афферентная импульсация от проприоцепторов во время мышечной деятельности играет чрезвычайно важную роль для поддержанию тонуса центральной нервной системы и психоэмоционального состояния. Литературные данные свидетельствуют о том, что существует механизм саморегуляции двигательной активности, в основе которого лежат индивидуальные процессы, отражающие состояние гомеостаза и определенных мозговых структур. Работы, направленные на изучение индивидуальных различий двигательной активности людей, немногочисленны (Т.П. Семенова и др., 1979; Н.Б. Саульская, 1989; В.П. Куликов, В.И. Киселев, 1998).

В рамках исследования влияния двигательной активности на функциональное состояние организма мы изучили индивидуальные особенности потребности в двигательной активности у лиц с разным типом вегетативной регуляции. В исследовании приняли участие 193 школьника в возрасте 7-15 лет, не занимающихся регулярно спортом. Для оценки типа вегетативной регуляции использовался кардиоритмографический комплекс ОРТОПЛЮС. Для оценки потребности в двигательной активности использовалось собеседование и свободный выбор физической нагрузки в виде бега в границах средней аэробной мощности на дистанцию 500-2000 метров.

На основании собеседований и свободного выбора нагрузки нами было сформировано три группы школьников с разной выраженностью потребности в двигательной активности: группа с высокой потребностью в двигательной активности, средней потребностью и умеренной. Группа со средней потребностью в двигательной активности была самая многочисленная (73%). Школьники, вошедшие в эту группу, имели средний возраст 11± 0,2. Исходный вегетативный тонус у этих школьников характеризовался у 22% симпатикотонией, у 19% эйтонией и у 59% ваготонией. Группу с высокой потребностью в двигательной активности составили 20% школьников при среднем возрасте 11,7± 0,29. Исходный вегетативный тонус среди этих школьников у 46% характеризовался симпатикотонией, у 26% эйтонией и у 28% ваготонией. Группа с низкой потребностью в двигательной активности была самая малочисленная (7%). Школьники этой группы имели средний возраст 13,7± 0,3. Среди них с симпатикотонией было 27%, с ваготонией 73% и отсутствовали школьники с эйтонией. Группы достоверно различались между собой по возрасту и типу исходного вегетативного тонуса (p<0,001 и p<0,05 соответственно, по тесту Kruskal-Wallis ANOVA). В результате исследования выяснилось, что среди лиц с высокой потребностью в двигательной активности чаще наблюдался симпатикотонический исходный тонус, а среди лиц с низкой потребности в двигательной активности - ваготонический. Считается, что в школьном возрасте объем двигательной активности детерминируется социальными факторами. Тем не менее, выраженное отличие по типу вегетативной регуляции у школьников с разной потребностью в движении невозможно оставить без внимания. Известно, что у животных при активации симпатоадреналовой системы, как стресс реализующей, увеличивается двигательная активность. Вероятно, у людей задействуются аналогичные механизмы. В свою очередь, ваготонический исходный тонус, по всей видимости, обуславливает снижение двигательной активности в связи с превалированием трофотропной регуляции и активации энергосберегающей модели поведения.

Таким образом, существует взаимосвязь типа вегетативной регуляции с индивидуальными особенностями потребности в двигательной активности.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Галеев, А.Р. Взаимосвязь типа вегетативной регуляции и потребности в двигательной активности / Галеев А.Р., Игишева Л.Н. // Физиология мышечной деятельности : Тез. докл. Междунар. конф. - М., 2000. - С. 43-44.