ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННОЙ АЭРОБНОЙ И АНАЭРОБНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТЬЮ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННОЙ АЭРОБНОЙ И АНАЭРОБНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТЬЮ

Городничев Р.М., Спирин В.К., Лапшин А.Н.

Великолукский государственный институт физической культуры
г. Великие Луки, Россия

Устоявшимся представлением в биологии является понимание того, что при изучении функционирования биосистем необходимо в первую очередь исследовать энергетическую сторону существования организмов, так как только энергетические процесса обмена организмов со средой позволяют им осуществить свою жизнедеятельность (Э.С.Бауэр, 1935; В.И.Вернадский, 1965; Д.Кеньон, Г.Стейман, 1975 и др.). При этом отмечается одна важная закономерность: чем мощнее аппарат митохондрий, являющийся субстратом энергопотенциала клетки, тем больший диапазон внешних воздействий она способна выдержать и восстановить свою структуру (А.Д.Адо, 1975; А.М.Василенко, 1980; Ф.З.Меерсон, 1981; Н.А.Агаджанян др., 1986; Г.Л.Апанасенко, 1992). В исследованиях В.К.Спирина (2000) установлено, что дети с высоким энергопотенциалом характеризуются более высоким уровнем здоровья. Причем для детей с выраженной аэробной работоспособностью наиболее информативными являются показатели, отражающие состояние аэробной системы энергообеспечения, а у детей с выраженной анаэробной работоспособностью показатели, информирующие о функциональном состоянии анаэробной системы энергообеспечения (Р.М.Городничев, В.К.Спирин, А.Н. Лапшин, 2000). Известно, что от активности скелетной мускулатуры зависит резервирование энергетических ресурсов, экономное их использование и, как следствие этого, увеличение продолжительности жизни. В связи с чем, для разработки оздоровительной тренировки индивидуальной направленности, необходимо выяснить влияние на состояние здоровья детей нагрузок различной направленности.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось на учащихся в возрасте 11-12 лет, не имеющих стажа занятий в специализированных спортивных секциях. В экспериментах были задействованы только дети с выраженными скоростными качествами, но низкой общей выносливостью и дети с выраженной общей выносливостью, но низкими скоростными качествами. Выраженность проявления выносливости и скоростных качеств определялась по результатам педагогического тестирования, данных компьютерной обработки биотоков от различных групп скелетных мышц и анализа кривой тензограмм при вызванном и произвольном мышечном усилии с максимальной силой и скоростью (Городничев и др., 1981; Мартиросов, 1982). Для оценки состояния сердечно-сосудистой системы использовался метод суточной регистрации и автоматического анализа электрокардиограммы человека с использованием аппаратного комплекса ИКАР-ИН22. Фиксировалось количество дней, пропущенных по болезни, у детей за период проведения эксперимента, в начале и по окончании учебного года. Школьники, задействованные в эксперименте, были качественно однородны по социальным условиям жизни. Одной экспериментальной группе предлагались тренировочные циклы, направленные на развитие общей выносливости, другой на развитие скоростных качеств. Тренировочные программы составлены в соответствии с рекомендациями А.Н.Корженовского, и др. (1993); В.Г.Никитушкина (1995).

Анализ динамики результатов педагогического тестирования, показателей холтеровского ЭКГ-мониторирования, вариабельности ритма сердца при использовании холтеровского монитора "Икар" и частоты заболеваемости обследуемых выявил, что для детей с выраженной анаэробной работоспособностью наибольший оздоровительный эффект оказывают тренировочные циклы направленные на развитие скоростных качеств, а для детей с выраженной аэробной работоспособностью - тренировочные циклы, направленные на развитие общей выносливости.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Городничев, Р.М. Оздоровительный эффект физических упражнений различной направленности на детей с выраженной аэробной и анаэробной работоспособностью / Городничев Р.М., Спирин В.К., Лапшин А.Н. // Физиология мышечной деятельности : Тез. докл. Междунар. конф. - М., 2000. - С. 49-51.