АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПРИ БОС-ОБУЧЕНИИ МЫШЕЧНЫМ ОЩУЩЕНИЯМ РАЗЛИЧНОЙ МОДАЛЬНОСТИ

АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПРИ БОС-ОБУЧЕНИИ МЫШЕЧНЫМ ОЩУЩЕНИЯМ РАЗЛИЧНОЙ МОДАЛЬНОСТИ

Камчатников А.Г., Сентябрёв Н.Н.

Волгоградская государственная академия физической культуры
г. Волгоград, Россия

В последнее время для модификации функционального состояния актуальным является обращение к более естественному типу БОС (биологической обратной связи) - натуральной БОС, как альтернативы инструментальной БОС (I.Shalif, 1997). Данная разновидность обратной связи основана на использовании собственных субъективных ощущений, что позволяет развивать способность точно оценивать сдвиги различных параметров функционального состояния и управлять ими в заданном направлении. В настоящем исследовании изучалась возможность обучения мышечным ощущениям различной модальности (напряжения и релаксации) и их воспроизведение на последующих этапах на принципах натуральной БОС. На начальном этапе обучение проводилось при помощи прибора с обратной связью по КГР. Контингент испытуемых был составлен из спортсменов легкоатлетов спринтеров обоего пола (n=12). Текущий контроль за процессом обучения осуществлялся по характеристикам тонуса мышц (миотонометрия). Об изменении состояния регуляторных механизмов судили с помощью кардиоинтервалографии. Исследование показало, что при БОС-обучении различия в изменении степени напряжения регуляторных механизмов определённым образом зависели от предрасположенности мужчин и женщин к обучению тому или иному по модальности мышечному ощущению (напряжения и релаксации). Мужчины оказались более восприимчивы к обучению достижения более глубокого уровня релаксации, что отразилось в появлении тенденции к усилению парасимпатических эффектов и соответственно к снижению напряжённости в деятельности регуляторных механизмов. У женщин же, появление признаков усиления тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы на этапе обучения мышечной релаксации и этапе воспроизведения приобретённых ощущений, явились отражением возникновения напряжения в деятельности регуляторных механизмов. Возможно данные изменения в одних случаях (например, у мужчин) создают благоприятный фон для обучения, в других же (у женщин) играют роль своеобразного барьера для более эффективного осуществления процесса БОС-обучения.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Камчатников, А.Г. Анализ изменений показателей вегетативной регуляции при БОС-обучении мышечным ощущениям различной модальности / Камчатников А.Г., Сентябрев Н.Н. // Физиология мышечной деятельности : Тез. докл. Междунар. конф. - М., 2000. - С. 65-66.