САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА - КЛЮЧ К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА - КЛЮЧ К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА

Т.И.Раменская

В течение последних 4-6 лет отечественная высшая школа приняла и пытается внедрить ряд решений, которые должны остановить конвейер валового выпуска ремесленников с вузовским дипломом и начать "поштучную" подготовку квалифицированных специалистов. С этой целью осуществляется переход на соотношение преподаватель - студент, как 1:7 (вместо 1:15), предусмотрена 28 - на младших и 24 -часовая недельная нагрузка на старших курсах (вместо 42-36 час.) и, наконец, самое важное нововведение отечественной высшей школы связано с выделением в ныне действующих учебных планах наряду с традиционными двух новых форм занятий -самостоятельные и индивидуальные.

Практика мировой высшей школы показала, что степень образованности выпускника определяется двумя факторами: а) сколько студент учится сам; б) что умеет делать с полученными знаниями. Поэтому учебный процесс должен включать пять этапов:

1. Преподаватель дает основы знаний.

2. Студент самостоятельно изучает материал.

3. Преподаватель дает практическую задачу, задание, упражнение.

4. Студент самостоятельно выполняет.

5. Преподаватель аттестовывает и дает в случае необходимости индивидуальную консультацию.

В этой цепочке ключевыми являются четные звенья (2 и 4), когда студент работает самостоятельно. В ведущих вузах мира, Массачусетском технологическом институте, например, на это отводят 58% общего бюджета времени.

В нашем же институте узаконенные учебным планом индивидуальные и самостоятельные занятия многими кафедральными коллективами оказались не понятыми и не принятыми. Немало кафедр оценило это не как изюминку в подготовке специалиста, а как никчемные, бездарные выдумки, пустые нагромождения нового учебного плана. И такое отношение разделяет немало руководителей института, в чем можно было с горечью убедиться в период недавней аттестации кафедр. Об этом свидетельствует представленный совету института проект учебного плана с многоуровневой структурой подготовки, в котором вообще исключены эти формы занятий.

Неужели мы и в самом деле не способны критически подойти к формировавшимся в течение 70 лет структурам физкультурного образования и сделать элементарный вывод: степень насыщения содержанием самостоятельных и индивидуальных занятий - определяющая характеристика любого кафедрального коллектива, главный показатель целесообразности и практической значимости каждой введенной в учебный план дисциплины. Только наличие реальной самостоятельной и индивидуальной работы обязывает преподавателя наполнять все аудиторные формы занятий активными знаниями, которые необходимы студенту для самостоятельного выполнения заданий. В свою очередь, самостоятельно выполненные задания преподаватель оценивает на индивидуальных занятиях, и эти оценки являются составной частью зачетно-экзаменационных требований, т.е. в течение всего семестра идет контролируемая работа.

Так, студенты-лыжники 1 курса уже в 1-м семестре для зачета по дисциплине "Теория и методика избранного вида спорта" должны выполнить 12 заданий по овладению методикой определения условий скольжения, характеристике трасс, сравнительному анализу средней соревновательной скорости в различных средствах, по определению динамических характеристик лыж, овладению методикой обучения имитации лыжных ходов и переходов с хода на ход, по приобретению навыков судейства соревнований, выполнению требований по физической подготовке и оценке динамики личной физической подготовки. При такой системе исключаются пустые уроки, наполненные пассивным материалом. Сама собой снимается проблема посещаемости. Пора освободить деканаты от бесполезной, рутинной, как показала многолетняя практика, работы по учету посещаемости, нельзя загонять студентов на занятия. Если студент не идет на урок, значит преподаватель просто "проговаривает" на нем не востребованный в самостоятельной и индивидуальной работе материал. Все зависит от преподавателя.

Акцент на самостоятельную и индивидуальную работу особенно важен в работе практических кафедр, составляющих в физкультурных институтах около половины всех кафедральных коллективов. На этих кафедрах студенты обучаются с первого курса и до выпуска, и поэтому, что самое главное, именно они призваны трансформировать учебный материал по анатомии, биохимии, биомеханике, метрологии, физиологии, другим специальным дисциплинам в реальные практические действия.

Для обеспечения самостоятельной и индивидуальной работы на лыжной кафедре, например, составлено более 300 задач, заданий, упражнений по пяти основным темам: 1. Условия деятельности. 2. Определение спортивных результатов. 3. Техника передвижения на лыжах. 4. Методика тренировки. 5. Скоростно-силовая подготовка.

Лыжники осваивают профессию через лабораторный практикум, который включает около 100 работ.

Для стимулирования самостоятельной и индивидуальной работы надо переходить от системы экзаменов пересказательных к системе экзаменов содержательных, на которых можно пользоваться таблицами, формулами, графиками, справочниками, но надо показать, что ты умеешь делать. С этой целью студенты-лыжники тренерского факультета на государственном экзамене по специализации в 1991/92 учебном году выполняли комплексное задание, которое оценивалось по степени реализации знаний в реальные практические действия.

Переориентация процесса подготовки специалиста преимущественно на индивидуальные и самостоятельные формы занятий требует разработки учебников нового поколения. В этом учебнике должно быть не столько теории, сколько практики; в нем теоретические абзацы должны сочетаться с практическими задачами, заданиями, упражнениями.

Такой учебник покажет зачем и как реализовать знания в конкретные практические действия, он будет содержать востребованный практикой теоретический материал.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Раменская, Т.И. Самостоятельная и индивидуальная работа-ключ к подготовке специалиста // Тр. учен. ГЦОЛИФКа. 75 лет : Ежегодник. - М., 1993. - С. 156-158.