ВЛИЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ПОВЫШЕНИЕ РЕЗЕРВОВ МОЩНОСТИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И СОСТОЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ И ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ВЛИЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ПОВЫШЕНИЕ РЕЗЕРВОВ МОЩНОСТИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И СОСТОЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ И ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Кучкин С.Н., Седых Н.В., Виноградская О.В.

Волгоградская государственная академия физической культуры
г. Волгоград, Россия

Физическая работоспособность и уровень здоровья детей в значительной мере определяются аэробными возможностями организма, которые в процессе онтогенеза и в результате физической тренировки повышаются. Начальные этапы адаптации в значительной мере сопровождаются повышением резервных возможностей организма, в первые эшелоны которых входят резервы мощности дыхательной системы (С.Н. Кучкин, 1983, 1986, 1991). Наиболее эффективным средством воздействия на резервы мощности дыхательной системы являются дыхательные упражнения. При обучении дыхательным упражнениям детей дошкольного возраста ставилась задача укрепить дыхательные мышцы, особенно брюшного пресса и диафрагмы, и повысить основные показатели внешнего дыхания. Дыхательные упражнения соответствующей направленности были включены в режим дня детского сада в качестве упражнений утренней гимнастики, физкультминутки и занятий физической культурой и в различные моменты режима дня. Принципиальным отличием в методике обучения дыхательным упражнениям в экспериментальных группах явилось то, что информация о правильности освоения дыхательных упражнений или его этапов шла через биологическую обратную связь - БОС.

В ходе занятий дети постоянно получали информацию о правильности выполнения и эффективности дыхательных упражнений различной модальности: зрительные, слуховые, вербальные и тактильные ОС. Комплекс дыхательных упражнений был разработан на основе рекомендаций кафедры физиологии и химии ВГАФК и включал в себя освоение навыков нижнего (брюшного) дыхания с последующим переходом к среднему, верхнему и полному дыханию, обучение очистительному дыханию, "Ха" дыханию, дыханию с сопротивлением на вдохе и выдохе, "бхастрика" и другие.

Анализ результатов исследования показал увеличение всех изучаемых показателей. В экспериментальной группе мальчиков показатель ЖЕЛ увеличился по сравнению с контрольной группой к концу первого года эксперимента на 12,2 мл/кг и к концу второго года - 12,8. В группе девочек также наблюдалось достоверное увеличение результатов относительной ЖЕЛ соответственно на 12,7 и 17,3 мл/кг. Наблюдались изменения и в показателях относительной МВЛ. В процессе исследований в экспериментальных группах мальчиков наблюдалось увеличение на 0,37, а у девочек - на 0,40 л/мин/кг. Относительное МПК в экспериментальных группах мальчиков и девочек увеличивалось соответственно на 4,1 и 4,8 мл/кг/мин, а в контрольных - статистически значимых изменений не было. Аналогичным образом изменились и показатели резервного объема вдоха и выдоха. Практически все изменения показателей в экспериментальных группах статистически достоверны.

Целенаправленные занятия дыхательными упражнениями на принципах биоуправления с обратными связями позволили уже к переходу детей в среднюю группу добиться не только повышения основных показателей системы дыхания, но и снижения простудных заболеваний в экспериментальной группе на 17,1%, в то время как в контрольной группе - лишь на 1,2%.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Кучкин, С.Н. Влияние дыхательных упражнений на повышение резервов мощности дыхательной системы и состояние дыхательной функции и здоровья дошкольников / Кучкин С.Н., Седых Н.В., Виноградская О.В. // Физиология мышечной деятельности : Тез. докл. Междунар. конф. - М., 2000. - С. 86-87.