ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА МЫШЕЧНУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬШКОЛЬНИКОВ

ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА МЫШЕЧНУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬШКОЛЬНИКОВ

Лёвушкин С.П., Блинков С.Н.

Ульяновский государственный университет
г. Ульяновск, Россия

В выполненном нами исследовании физической работоспособности приняли участие 90 школьников-подростков 11-15 лет. Обследуемые были поделены на три группы в зависимости от особенностей структуры моторики: "с преимущественным развитием выносливости", "с преимущественным развитием скоростно-силовых качеств" и с "равномерно-пропорциональным развитием двигательных качеств". На подростков, принимавших участие в эксперименте, осуществлялось воздействие режимов физических нагрузок, предусматривающее как равномерно-пропорциональное развитие двигательных способностей, так и преимущественное воздействие на "ведущие" и "отстающие" физические качества.

Для определения физической работоспособности использовался велоэгометрический вариант функциональной пробы PWC170. При этом испытуемые выполняли одну пятиминутную нагрузку мощностью 2 Вт/кг. PWC170 рассчитывали по формуле, предложенной Л.И.Абросимовой, В.С.Карасик (1978). Определение физической работоспособности проводилось в начале и в конце учебного года, в течение которого осуществлялось экспериментальное воздействие мышечных нагрузок.

Анализ результатов физической работоспособности у подростков, развивающих ведущие физические качества показал, что достоверно (р<0,05) выросли результаты показателей физической работоспособности по тесту PWC170 по окончании эксперимента.

Так, относительная величина PWC170, рассчитанная на килограмм веса испытуемого, достоверно увеличилась на 17,8 % (р<0,05), абсолютная же величина PWC170 увеличилась в большей степени и составила 26,2 % (р<0,05). Приведенные цифры говорят о том, что за время эксперимента усовершенствовались аэробные механизмы энергообеспечения.

Анализируя динамику физической работоспособности подростков, занимающихся совершенствованием физических качеств равномерно-пропорциональным методом, мы выявили, что по окончании основного эксперимента у подростков незначительно уменьшились (на 1,2 %) показатели относительной величины PWC170, что свидетельствует о снижении общей физической работоспособности. При этом абсолютный показатель PWC170 увеличился на 10,7 %, что, по-видимому, связано с повышением (на период конца эксперимента) массы тела школьников данной группы.

Анализ результатов физической работоспособности у школьников, развивающих отстающие физические качества показал, что показатели абсолютной и относительной величины PWC170 возросли соответственно на 15,4 % и 13,0 %. Это свидетельствует о повышении общей мышечной работоспособности к концу эксперимента.

Сопоставляя темпы прироста результатов общей работоспособности, мы выявили, что наиболее интенсивными темпами она увеличивается в группе подростков, совершенствующих ведущие стороны моторики; на втором месте группа школьников, совершенствующих отстающие физические качества; и на последнем месте группа учащихся, развивающих физические качества равномерно-пропорциональным методом.

Таким образом, проведенное нами исследование общей мышечной работоспособности школьников 11-15 лет показало, что методический подход, основанный на совершенствовании ведущей стороны моторики, является наиболее эффективным с точки зрения повышения аэробных возможностей подростков.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Левушкин, С.П. Влияние двигательных режимов различной направленности на мышечную работоспособность школьников / Левушкин С.П., Блинков С.Н. // Физиология мышечной деятельности : Тез. докл. Междунар. конф. - М., 2000. - С. 90-91.