ВОЗМОЖНОСТИ ГИМНАСТИКИ В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ВОЗМОЖНОСТИ ГИМНАСТИКИ В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В.М.Смолевский

Последние годы особенно убедили в том, что потребности и желания заказчиков физкультурных и спортивных услуг заметно обгоняют возможности удовлетворить этот спрос подготовленными в институте специалистами, убедительными методическими, учебными и популярными материалами, позволяющими утолить этот информационный голод.

В полной мере эта ситуация просматривается и в гимнастике.

Проявился огромный интерес женщин к музыкальным ритмизированным упражнениям (ритмическая гимнастика, шейпинг). Много желающих хотят заниматься восточными разновидностями гимнастики (на основе ушу, йоги). Яркие впечатляющие выступления гимнастов на Олимпийских играх в Барселоне являются весомым аргументом при обосновании необходимости развивать и в дальнейшем подготовку тренеров по этим видам спорта, в том числе и по акробатике, также имеющей прекрасные традиции в нашей стране.

Однако не столько рекламой и пропагандой гимнастики как таковой озабочен автор, сколько состоянием учебных программ, их содержанием, ролью гимнастики в системе других учебных дисциплин. Некоторые соображения об этом уже высказывались в Актовой речи ("Актуальные проблемы современной гимнастики". Актовая речь. 1 декабря 1982 года. Москва - 1982 г.).

Чтобы более точно определить роль предмета и роль специальной профилирующей кафедры, прежде всего, следует сформулировать само понятие "гимнастика".

Как ни странно, но в год 60-летия кафедры гимнастики в ГЦОЛИФКе, на мой взгляд, удовлетворительного трактования гимнастики как вида двигательной активности все еще нет.

Вспомним классификацию физических упражнений: "спорт", "игры", "гимнастика" и "туризм" (40-60-е годы). Как само собой разумеющееся гимнастику тесно связывают с "методом строго регламентируемого упражнения" (Л.П. Матвеев). В нескольких поколениях учебников по гимнастике говорилось, что это одно из средств и один из методов в советской системе физического воспитания.

В системе Спорткомитета СССР гимнастику относили к "массовым видам спорта", к виду спорта "программы летних Олимпийских игр". Наиболее общее определение видов гимнастики спортивной направленности (спортивная и художественная гимнастика, акробатика) связано с их отнесением к видам "артистической", "художественной" направленности, к видам спорта с проявлением сложной координации движений.

Одним словом, гимнастика - это не лыжи... (хотя лыжный фристайл - это типично "гимнастический" вид спорта). А нужно ли "копаться" в этих умозрительных рассуждениях. Ради чего? Ведь есть традиция объединения учебного материала под крылом той или иной кафедры.

В том то и дело, что такая необходимость имеется и в чисто практическом плане (нельзя на одной кафедре объять необъятное и по мере появления все новых и новых видов "гимнастик"), и в теоретическом аспекте (поиски существенных признаков, объединяющих родственные виды и формы двигательной активности с выходом на унифицированные методы обучения упражнениям).

Есть и организационный вариант проблемы: объединение или наоборот отпочкование кафедр, преподающих родственные дисциплины.

В свое время (да и сейчас можно это найти в других вузах) кафедры гимнастики пытались размежеваться на кафедры спортивных видов гимнастики и массовых оздоровительных ее разновидностей (Львовский, Киевский инфизкульты). Благо мы сами в учебнике (1987 г.) разделили многочисленные виды гимнастики на три группы: образовательно-развивающие, гигиенические и спортивные.

Но практика показала, что кафедра может полноценно развиваться, если сочетает в своем составе специалистов всех основных видов гимнастики. Это обеспечивает прохождение общего для всех студентов курса гимнастики и подготовку тренеров по отдельным ее видам. Тем более, что имеются существенные признаки, особенности, объединяющие все виды гимнастики. Вот об этом и хотелось сказать в данной статье.

Начнем с главного, что определяет лицо любого вида двигательной активности в сфере физической культуры и спорта. Это - физические упражнения, типичные для гимнастики, коль скоро речь о ней. Мы их классифицируем как "средства гимнастики".

Поистине огромное количество разнообразных упражнений - яркая особенность гимнастики. Причем от самых элементарных "азбучных", общеразвивающих упражнений до сверхсложных уникальных трюков на пределе человеческих возможностей.

Отдельные упражнения (в том числе и как объект изучения студентами способов обучения этим упражнениям занимающихся) объединяются в комплексы упражнений.

Комплекс - это новая более сложная ступень познаний будущих преподавателей. При этом возникают методические задачи выбора упражнений, их количества, сочетания, дозировки и т.п.

Таковы комплексы утренней гигиенической гимнастики, индивидуализированные комплексы упражнений для развития подвижности в суставах ("стретчинг") или целевые комплексы "шейпинга". В спортивном направлении - это комбинации в отдельных видах многоборья, состоящие из отдельных упражнений (элементов).

Еще более высокий уровень организации упражнений, требующий проявления новых двигательных возможностей от исполнителя и новых знаний и профессиональных умений от преподавателя и тренера, - это вид гимнастики.

Комплекс упражнений не является механическим объединением отдельных упражнений. Грамотно составленный комплекс должен строиться под цель-заказ. А в целом имеет свойство при его выполнении проявлять признаки, как говорят в физике, эмерджентности, когда соединенные отдельные части в одно целое проявляют новые качества, не отмечаемые, если иметь в виду наш случай, при выполнении отдельных элементов. Происходит как бы "наслоение" эффектов, взаимовлияние упражнений.

Тем более, когда речь идет о видах гимнастики, надо иметь в виду не суммацию комплексов, а нечто большее, что позволяет выделить именно отдельный вид гимнастики со всеми признаками "автономии", самостоятельности. К числу таких признаков можно отнести: определенный типичный набор средств - упражнений (к примеру, в спортивной гимнастике - упражнения на снарядах, в художественной гимнастике - упражнения с предметами при ярко выраженной их хореографичности, в оздоровительных видах гимнастики - общеразвивающие упражнения без предметов, с отягощениями и применением тренажеров); доминирование определенного стиля телодвижений, в основном связанного с характером музыкального сопровождения (вспомним ритмическую гимнастику). Наконец, что весьма важно, виды гимнастики, в отличие от отдельных комплексов, характерны хорошо развитой формой проведения занятий. Это уроки, сеансы, тренировочные занятия продолжительностью 45-120 минут и более.

Вид гимнастики может быть защищен "формулой" вида, понятием, в котором собраны черты, отличающие этот вид от других.

К примеру, формулу спортивной гимнастики представим в таком виде: это вид спорта для мужчин и женщин, содержанием которого являются обязательные и произвольные упражнения на стандартных видах гимнастического многоборья, отличающиеся сложной координацией движений, оцениваемые судьями в баллах по критериям их трудности, композиции и качества исполнения.

А вот как выглядит "формула" ритмической гимнастики. Ритмическая гимнастика - это разновидность гимнастики развивающего и оздоровительного характера для женщин (и мужчин), в содержание которой включаются общеразвивающие упражнения, выполняемые серийно, поточным способом под современную танцевальную музыку.

Выведение формул позволяет найти близких и более дальних "родственников" не только в большом разнообразии видов гимнастики, но и среди других видов спорта и видов двигательной активности.

Знакомство с оздоровительными и спортивными направлениями ушу позволяет утверждать, что это чистая гимнастика. Спортивные стили ушу с условным (воображаемым) соперником или разыгрываемые парные и групповые пантомимы полностью укладываются в формулу спортивной гимнастики. Те же критерии оценки в баллах за трудность, композицию, качество исполнения.

Наконец, вершина в принятой нами классификации по возрастающей сложности это система видов гимнастики.

Действительно, все виды и разновидности гимнастики (развивающие, гигиенические, спортивные) можно объединить в систему видов. Вывести формулу системы видов более сложно. Это не что иное как дать определение самой гимнастике, о чем шел разговор в начале статьи.

Не претендуя на полноту и совершенство понятия, тем не менее определим, что должно войти в него, как ключевые слова. Это, естественно, типичные упражнения, их стилистика и доминирующий метод (способ) выполнения. Тогда под гимнастикой понимается система специфических упражнений (средств), объединенных в виды гимнастики развивающей, гигиенической и спортивной направленности, существенным признаком которых является традиционно установленный стиль выполнения и доминирование метода строго регламентируемых движений.

Мы уже говорили о наборе типичных средств гимнастики. Но ведь со скакалкой прыгают и боксеры. Упражнение (тот же бег) становится "гимнастическим", если оно выполняется по канонам, установленным в том числе и с учетом эстетических критериев. Кроме того, что важно и характерно для гимнастики, упражнения регламентируются и дозируются с точным указанием на исходные и конечные положения, на амплитуду и направление движений, на степень мышечного сокращения. Такой метод в свое время назывался "гимнастическим" и применяется в качестве одного из основных при освоении упражнений в любом виде спорта и массовой физкультурной практике. Но в гимнастике это не только метод обучения, но и постоянная цель - достижение филигранной точности, виртуозности телодвижений.

Перейдем к заключению. Столь пространные комментарии к схеме-цепочке: Упражнение - Комплекс - Вид гимнастики - Система видов гимнастики понадобились для того, чтобы еще раз показать самобытность и неслучайность набора видов гимнастики, преподаваемых в институтах физической культуры на разных уровнях.

Можно утверждать, что методический и даже больше - методологический потенциал кафедры гимнастики (имеется в виду обучение студентов методам преподавания упражнений) не используется в нужной мере. В наших учебных программах гимнастикой все студенты занимаются в течение 1 года (первый курс) в объеме 110 часов. За это время имеется возможность освоить ее азы на уровне отдельных упражнений и некоторых комплексов, не доходя до отдельных видов и методики их преподавания (таких как "основная гимнастика" - школьная, вузовская, для населения, ритмическая и т.п.).

Наша классификация видов гимнастики и формулы отдельных видов позволяют более конкретно осуществлять межпредметные связи. Ведь на стыке гимнастики и других видов спорта возникли фигурное плавание, фигурное катание, фристайл, атлетическое позирование и т.д.

Не раскрыты возможности межпредметных связей гимнастики с общеобразовательными дисциплинами. Гимнастика может быть моделью в курсе динамической анатомии, биомеханики, лечебной физической культуры, рекреации и реабилитации, истории культуры, философии и религии.

Восточные системы (ушу и йога - это системы видов упражнений по нашей классификации) отличаются соединением упражнений с трактованием их смысла с позиций философии, религии, восточной медицины.

В подобном обосновании силами специалистов соответствующих кафедр нуждаются и наши традиционные и новые виды гимнастики. Видимо, предпринятые в данной статье попытки определить иерархию гимнастических и иных упражнений должны быть зоной интересов и теоретиков нашей сферы деятельности, предметом предстоящих дискуссий с целью определения приоритетов в содержании физкультурного образования.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Смолевский, В.М. Возможности гимнастики в физкультурном образовании // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. - М., 1993. - С. 158-162.