ЛОВКОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЛОВКОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Назаренко Л.Д.

Ульяновский государственный педагогический университет
г. Ульяновск, Россия

В управлении движениями важное место занимает объективное восприятие пространственно-временных характеристик. Каждое из координационных качеств отражает те или иные особенности двигательной деятельности человека.

Целью исследования явилось выявление основных компонентов ловкости, ее проявлений и разновидностей, а также определение темпов прироста. В работе приняли участие учащиеся разных возрастных групп общеобразовательных школ основной медицинской группы (242 человека). Исходный уровень проявления ловкости определялся с помощью специально разработанных нами тестов. Из инструментальных методик использовался анализатор двигательно-координационных реакций АДКР-2.

Анализ научно-методической литературы и материалы исследования показали, что основными компонентами ловкости являются:

-латентный период решения сложных двигательных задач в условиях выбора;

-быстрота моторного компонента;

-синхронизация двигательных и вегетативных функций.

Являясь сложным двигательно-координационным качеством ловкость имеет следующие проявления: дифференцирование пространственно-временных и силовых параметров; проявление в стандартных, в прогнозируемых и в нестандартных условиях.

Анализ материалов исследований по развитию и совершенствованию ловкости свидетельствует о том, что приростом ее показателей можно управлять. В зависимости от конкретного проявления данного качества темп прироста разный. Наиболее информативными являются показатели исследуемого качества по дифференцированию пространственных параметров двигательных действий. Так, если в младшем школьном возрасте, естественный прирост составил у мальчиков-10,3%, у девочек -10,9%, то в результате использования специальной методики по развитию и совершенствованию ловкости темпы ее увеличения оказались существенно выше и составили у мальчиков - 23,4% (Р<0,05), у девочек, соответственно, 19,7% (Р<0,05). Еще более высокие темпы прироста ловкости имели место в среднем школьном возрасте. По сравнению с контрольной группой за этот же период времени они увеличились почти вдвое и составили у мальчиков-26,7% (Р<0,05), у девочек, соответственно, 22,8% (Р<0,05). Та же тенденция существенного увеличения ловкости сохраняется и у старшеклассников.

Развитие ловкости, проявляемой в стандартных условиях имело более низкие темпы, при сохранении той же тенденции прироста ее показателей с увеличением возраста, что, очевидно, связано с бoльшими координационными сложностями двигательных действий.

Темпы прироста ловкости при ее проявлении в прогнозируемых условиях во всех возрастных группах были достоверно ниже, что, по-видимому, связано с недостаточным вниманием к развитию данного проявления качества и недооценкой ее практической значимости. Одной из причин является также сравнительно однонаправленный арсенал двигательных действий.

Таким образом, выборочный анализ результатов исследований по разным проявлениям ловкости показал, что ее развитие и совершенствование в каждом случае требуют соответствующего подхода, специальных средств и методов обучения. Поэтому, являясь одним из сложных двигательно-координационных качеств, ловкость требует пристального внимания для развития во всех ее проявлениях, начиная с первого класса.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Назаренко, Л.Д. Ловкость как одна из характеристик двигательной деятельности // Физиология мышечной деятельности : Тез. докл. Междунар. конф. - М., 2000. - С. 99-101.