ПУЛЬСОВАЯ ОЦЕНКА НАПРЯЖЕННОСТИ ТРЕНАЖЕРНЫХ УПРАЖНЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПУЛЬСОВАЯ ОЦЕНКА НАПРЯЖЕННОСТИ ТРЕНАЖЕРНЫХ УПРАЖНЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Насонова М.Н.*, Боровых И.Н.**, Василевский И.Ю.***, Алексеев В.М.*

* - Российская государственная академия физической культуры,
** - ДОУ ДС № 2185,
*** - ООО "Практика ФК"
г. Москва, Россия

Совершенствование функциональных возможностей организма и основных двигательных качеств (в том числе и силовых способностей) рекомендуют начинать с детского возраста (Осокина Т.Н. и др., 1999; Kraemer, Fleck, 1993). Между тем, пульсовая реакция на физические нагрузки, использующиеся для укрепления основных мышечных групп у дошкольников, изучена недостаточно.

Основной задачей настоящей работы было исследование оцениваемой по частоте сокращений сердца (ЧСС) напряженности "круговой тренировки" с применением упражнений силовой направленности, выполняемой на малогабаритных тренажерах ("Практика ФК", Россия), велотренажере и в степ-тесте.

10 здоровых детей (6 мальчиков и 4 девочки) 5-6 лет исследовались на построенных по плану 3-9 занятиях, проводимых инструкторами детского сада. В основной части урока, длившейся 20 минут, выполнялись задания на 10 тренажерных станциях, которые включали: 1) силовые упражнения для мышц рук и спины (3 станции); 2) силовые упражнения для мышц туловища (3 станции) и 3) работу для мышц ног на велотренажере (3 станции) и на ступеньке (одна станция). Упражнения для мышц рук и спины, туловища и ног чередовались. Длительность работы и отдыха (переход к следующей станции) составляли соответственно 40 секунд и 20 секунд. Величина отягощения и количество движений для мышц рук и спины (тяга к груди на блоке) подбирались эмпирически и были близки к повторному максимуму, составлявшему 15-20 раз. Число повторения упражнений для мышц туловища (поднимание корпуса на наклонной скамье и поднимание ног в упоре на брусьях) было близко к предельному. Нагрузка на вело и в степ-тесте регулировалась самим ребенком с заданием поддерживать работу в течение 40 с.

ЧСС регистрировали с помощью автономных кардиомониторов (Polar Electro, Финляндия). Для анализа использовали пиковые (наибольшие) значения ЧСС (ЧССпик), полученные на 30-40 секундах работы на каждой станции.

Средняя ЧССпик в основной части тренажерных занятий составила 145,3 уд/мин (n=1160), что соответствует около 50% от пульсового резерва или примерно 50% от МПК. Использование формулы %МПК = 1,474 х %ЧССмакс - 48,7 (Алексеев, 1984) дает примерно такую же величину относительной аэробной нагрузки: 52% от МПК. Средние индивидуальные значения ЧССпик были в пределах от 133 уд/мин до 157 уд/мин, что составляет примерно 40% - 60% от пульсового резерва.

ЧССпик при выполнении силовых упражнений для мышц рук и спины составила в среднем 141 уд/мин, для мышц туловища: 142 уд/мин. Примечательно, что эти значения ниже, чем при работе, выполнявшейся в условиях саморегуляции ребенком нагрузки, на велоэргометре (152 уд/мин) и на ступеньке (149 уд/мин). Другая обнаруженная особенность заключается в том, что напряженность выполняемых по методу "круговой тренировки" упражнений мало отличается от уровня обычной пиковой двигательной активности детей во время прогулки, которая, по нашим данным (Насонова и др., 2000), достигает в отдельные периоды 50-55% или даже 75 % от пульсового резерва (%МПК).

Таким образом, реакция частотной функции сердца детей на "круговую тренировку", выполняемую в режиме 40 с. работа и 20 с. отдых, с использованием тренажерных упражнений преимущественно силовой направленности находится в зоне средней (оптимальной) физиологической напряженности (40-60% от пульсового резерва). Исследовавшийся режим тренажерных упражнений может быть использован для групповых занятий у дошкольников 5-6 лет.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Пульсовая оценка напряженности тренажерных упражнений у детей старшего дошкольного возраста / Насонова М.Н. [и др.] // Физиология мышечной деятельности : Тез. докл. Междунар. конф. - М., 2000. - С. 103-105.