ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА АБИТУРИЕНТОВ КАК КРИТЕРИЙ ОТБОРА В ИНСТИТУТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА АБИТУРИЕНТОВ КАК КРИТЕРИЙ ОТБОРА В ИНСТИТУТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В.А.Сургучев

Качественная сторона довузовской общеобразовательной подготовки абитуриентов отражается в документах о среднем образовании: аттестате о среднем образовании, дипломе об окончании среднего специального учебного заведения, свидетельстве об окончании СПТУ. Эти документы служат основанием для участия молодежи в конкурсных приемных экзаменах в вуз.

Понятие средней общеобразовательной подготовки включает в себя определенный уровень знаний основ наук, зафиксированных в учебных планах и программах средних учебных заведений, необходимый для деятельности в различных областях народного хозяйства, а также для продолжения образования.

При приеме в институты физической культуры посредством конкурсных экзаменов по общеобразовательным дисциплинам и специализации выявляется уровень готовности к обучению и осуществляется отбор наиболее достойных кандидатов, выражающийся в отклонении лишнего числа абитуриентов против запланированного на основе определенных показателей.

Рассмотрим один из них, а именно уровень общеобразовательной подготовки. Уровень общеобразовательной подготовки находит свое отражение в двух критериях отбора, а именно в среднем балле, полученном на основе документа о среднем образовании и в сумме набранных баллов на вступительных экзаменах в вуз.

Отношение к данным критериям отбора в историческом плане постоянно меняется. На начальном этапе развития советской высшей школы, когда остро стояла задача формирования советской интеллигенции преимущественно из рабочих и крестьян, прием в вузы не предусматривал вступительных экзаменов, не требовал определенного уровня общеобразовательной подготовки. Главным условием приема было желание учиться, идейная преданность советской власти и принадлежность к классу рабочих и крестьян. Для повышения уровня общеобразовательной подготовки рабочих и крестьян, для обеспечения успешного обучения в вузе в 20-е годы, как вынужденная мера, были созданы рабфаки.

Начиная с 1933 г., в связи с повышением требований к специалистам при приеме в вузы введен более строгий учет довузовской общеобразовательной подготовки, определяемой результатами вступительных экзаменов [2]. Однако все поступающие были в равных условиях и сдавали одинаковые экзамены независимо от уровня общеобразовательной подготовки.

С 1936 г. среди поступающих выделяется категория отличников и хорошистов, которая зачисляется в вуз без вступительных экзаменов по результатам собеседования [1]. С 1944 г. это правило распространяется уже только на отличников, а с 1959 г. и медалисты стали сдавать все вступительные экзамены, но зачислялись в первую очередь.

С 1963 г. при приеме в вуз учитывались два критерия: оценки, получаемые на экзаменах в вуз и средняя арифметическая оценка по предметам из документов о среднем образовании, причем этим критериям придается равное значение.

С 1965 г. вновь появились льготы для медалистов средних школ и отличников средних специальных учебных заведений. Они могли быть зачислены в вуз по результатам одного экзамена по профилирующей дисциплине, если он сдан на "отлично".

В 1972 г. внесены существенные изменения в правила приема. Наравне с оценками вступительных экзаменов начинают учитываться оценки из документов об окончании средних учебных заведений. Это было связано с тем, что за 10 лет, начиная с 1972 г., средний балл аттестата постоянно повышался и входил в противоречия с оценками, полученными на приемных экзаменах, в ходе которых не обнаруживалась полнота, глубина и прочность знаний не только у неуспевающих, но и у учащихся, имеющих высокий средний балл (4,5 и выше). Высокий уровень подготовки выпускников школ в оценке школьных аттестатов по профилирующим предметам и низкий в оценке экзаменаторов вуза свидетельствует о нарушении преемственности в обучении в школе и в вузе, об отсутствии общих критериев оценки знаний и в определенной мере указывает на ненадежность оценок в аттестате. Поэтому ряд вузов сочли целесообразным не учитывать средний балл аттестата при конкурсном зачислении в вуз.

Для обоснования сохранения или отказа от учета среднего балла аттестата при зачислении в вуз сектором профессиональной ориентации и формирования контингента студентов ВИИВШ было проведено изучение результатов приема в вузы в 1983 г. в зависимости от успеваемости в среднем учебном заведении [3].

Результаты этого исследования, полученные на материале 34 вузов страны, представлены в табл.1.

Таблица 1

Результаты приема в вузы на 1983 г. в зависимости от среднего балла в документе о среднем образовании

Категории поступа- ющих Типы вузов Зачислено (%) Не поступило (%)
По результа- там одного экзамена По результа- там двух экзаменов По общему конкурсу Всего По конкурсу Получили "2"
Медалисты Технические 25,3 3,7 27,3 56,3 18,6 25,0
Педагогичес. 32,3 2,0 14,7 49,0 20,9 30,0
Университеты 31,4 2,1 15,1 48,6 14,0 37,4
Экономичес. 29,6 1,3 20,2 51,0 28,5 20,5
Медицинские 21,6 - 13,8 35,4 18,2 46,5
В среднем 28,0 2,2 18,1 48,3 20,0 31,9
СБ > 4,5 Технические - 25,8 34,8 60,6 14,6 24,7
Педагогичес. - 12,3 40,3 52,6 20,6 26,7
Университеты - 22,1 38,3 60,4 15,7 22,9
Экономичес. - 21,1 39,1 60,2 3,2 36,5
Медицинские - - - - - -
В среднем - 20,3 38,1 58,4 13,8 27,7
СБ < 4,5 Технические - - 45,3 35,3 19,3 35,4
Педагогичес. - - 32,8 32,8 29,4 28,7
Университеты - - 26,3 26,3 25,4 48,3
Экономичес. - - 38,0 38,0 23,8 28,1
Медицинские - - 35,8 35,8 20,1 44,0
В среднем - - 35,6 25,6 23,4 40,9

Авторы данного исследования, опираясь на данные, представленные в табл.1, а также на высказывания представителей некоторых вузов и министерств признали нецелесообразным учет среднего балла документа о среднем образовании при конкурсном отборе в вуз. К числу причин были отнесены и такие, как субъективный характер оценок уровня знаний выпускников средних учебных заведений. На основании вышеизложенного уже в 1984 г. предусматривался прием в вузы путем конкурсного отбора лиц, успешно сдавших вступительные экзамены, без учета среднего балла документа о среднем образовании.

На наш взгляд, приведенные аргументы, указывающие на то, что средний балл документов о среднем образовании является ненадежным критерием отбора молодежи в вузы, не являются убедительными. Если обратиться к той же таблице, сравнивая группу медалистов с группой со средним баллом 4,5, то можно увидеть, что среди зачисленных в вуз больше тех, чья успеваемость в средних учебных заведениях была выше. Значит более высокая (по оценкам в документах) успеваемость в средних учебных заведениях положительно влияет на поступление молодежи в вуз, хотя и значительная часть этой категории лиц не имеет успеха на экзаменах. Сопоставление же объективности оценок в документе о среднем образовании и оценок, полученных на вступительных экзаменах, скорее в пользу первых, так как они выведены в результате длительного наблюдения и многократных проверок знаний.

Для обоснования среднего балла аттестата как критерия отбора в ИФК нами были привлечены материалы, собранные на контингенте поступающих в ИФК в 1987г.

В табл.2 представлены данные о влиянии уровня довузовской общеобразовательной подготовки на успешность поступления в ГЦОЛИФК и на факультет физического воспитания Ростовского педагогического института.

Таблица 2

Результаты приема в физкультурные вузы в 1987 г. в зависимости от среднего бала документа о среднем образовании

Категории поступающих ГЦОЛИФК Ростовский пед. институт
поступало/ % поступило/ % поступало/ % поступило/ %
Медалисты 4 2 3 75 2 2 2 100
4,5-5,0 16 8 9 56 21 21 12 57
4,0-4,5 76 40 46 61 39 39 9 23
3,0-4,0 96 50 40 42 38 38 16 42

Из данных, приведенных в табл.2 видно, что, чем выше у поступающих уровень довузовской общеобразовательной подготовки, тем выше, как правило, и процент среди них зачисленных в вуз. Приведенные данные говорят о том, что, не учитывая при приеме в вуз успехов в общеобразовательной подготовке как важного критерия отбора, мы по существу представляем широкий доступ в вуз молодежи, имеющей троечный аттестат. А учитывая то обстоятельство, что среди подающих заявление о приеме в физкультурный вуз почти каждый второй имеет тройки в аттестате и примерно столько же (42-50%) из общего числа поступающих становятся студентами с троечными аттестатами, вряд ли стоит отказываться при отборе молодежи в физкультурный вуз от данного критерия. Подтверждением данного утверждения служит материал проведенного нами эксперимента, который говорит о том, что низкий уровень довузовского образования отрицательно сказывается на академической успеваемости, на спортивной активности, на активности, проявляемой студентами в научно-исследовательской и общественной работе (табл.3).

Таблица 3

Влияние среднего балла аттестата на успешность обучения

Показатели успешности
обучения студентов

Средний балл аттестата
высокий средний низкий
50 чел. % 92 чел. % 8 чел. %
Академическая успеваемость в вузе
высокая 34 68 22 24 - -
средняя 13 26 47 51 3 37
низкая 3 6 23 25 5 62
Общественная активность
высокая 16 32 7 8 2 25
средняя 31 62 70 76 3 37
низкая 3 6 15 16 3 37
Спортивная активность
высокая 18 36 17 18 1 12
средняя 26 54 66 72 6 75
низкая 6 12 9 10 1 12
Активность в НИР
высокая 7 14 4 4 - -
средняя 33 66 30 33 4 50
низкая 10 20 58 63 4 50

Система конкурсных экзаменов выявляет уровень общеобразовательной подготовки и является до настоящего времени наиболее надежным и испытанным критерием отбора в высшую школу.

Количество и состав приемных экзаменов в ИФК остаются дискуссионными. Требования к абитуриентам предъявляются на основе знаний школьной программы, за исключением экзамена по специализации и общефизической подготовке, где к абитуриентам предъявляются повышенные требования.

Проведенный нами эксперимент позволил установить влияние среднего балла, полученного на вступительных экзаменах, на успешность обучения в вузе (табл.4).

Таблица 4

Влияние на успешность обучения студентов среднего бала, полученного на вступительных экзаменах

Показатели успешности
обучения студентов

Средний балл, полученный на вступительных экзаменах
высокий средний низкий
51 чел. % 84 чел. % 15 чел. %
Академическая успеваемость в вузе
высокая 37 72 19 23 - -
средняя 11 21 50 59 2 13
низкая 3 6 15 18 13 87
Общественная активность
высокая 12 24 11 13 2 13
средняя 29 57 72 86 3 20
низкая 10 19 1 1 10 67
Спортивная активность
высокая 22 43 13 13 15 7
средняя 27 60 67 80 4 27
низкая 2 4 4 5 10 67
Активность в НИР
высокая 6 12 5 6 - -
средняя 19 37 40 48 8 53
низкая 26 51 39 46 7 47

Данные, приведенные в таблице показывают, что наибольшее влияние средний балл вступительных экзаменов оказывает на академическую успеваемость студента. Так, высокий уровень среднего балла на вступительных экзаменах связан с 72% случаев с высоким уровнем академической успеваемости, с 23% средней успеваемости, и практически в группе с низкой академической успеваемостью не оказалось ни одного студента из тех, которые получили высокий балл на приемных экзаменах.

Материалы, приведенные в табл.4, показывают и то, что повышение среднего балла на вступительных экзаменах связано с повышением спортивной активности, активностью студентов в научно-исследовательской и общественной работе.

Однако вряд ли можно утверждать из приведенного материала, что высокий уровень общеобразовательной подготовки, проявленный на вступительных экзаменах в ИФК, автоматически определяет и высокий уровень проявления активности студентов в указанных выше видах деятельности. Материалы, представленные в табл.4, показывают, что студенты с высоким баллом, полученным на вступительных экзаменах, отличаются средней активностью в общественной работе, средней активностью в спорте и низкой активностью в научно-исследовательской работе.

Рассматриваемые два критерия отбора, отражающие уровень общеобразовательной подготовки, характеризуют по существу различные качества абитуриентов. Так, если средний балл аттестата характеризует в большей степени способности абитуриента к обучению, то средний балл, полученный на приемных экзаменах, отражает степень подготовленности по экзаменуемым дисциплинам в конкретный момент времени. Другими словами, можно обладать незаурядными способностями к обучению, но к приемным экзаменам быть не готовым, и наоборот, можно быть блестяще подготовленным к приемным экзаменам, но иметь посредственные способности к обучению. Для успешного же овладения вузовской программой важны и способности к обучению, и уровень подготовленности на данный конкретный момент.

ЛИТЕРАТУРА

1. О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой: Постановление СНК и ЦК ВКП(б) от 23 июня 1936 г.// Народное образование в СССР: Сб.докл., 1917-1937 гг. М., 1974. с.427-433.

2. Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах: Постановление ЦИК СССР от 19 сент.1932 г.// Народное образование в СССР: Сб.докл., 1917-1973 гг. М., 1974. с.420-426.

3. Содержание, формы и методы обучения в высшей и средней спец.школе. Вып. N 2. М., 1986, 42 с.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Сургучев, В.А. Общеобразовательная подготовка абитуриентов как критерий отбора в институты физической культуры // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. - М., 1993. - С. 168-173.