ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СПОРТСМЕНАМИ ВСОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СПОРТСМЕНАМИ ВСОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

А.И.Михеев

Спорт всегда был мощным средством воспитания. В современной ситуации на пути его использования в этих целях возникают существенные трудности. Прежде всего отметим отсутствие четких ориентиров гражданского воспитания. Неопределенность статуса формальных детских и молодежных организаций (пионерской, комсомольской), появление многочисленных неформальных молодежных организаций, политическая неразбериха, социально-экономическая нестабильность и проникновение в детскую и молодежную среду преступности всех видов, алкоголизма, наркомании, токсикомании, проституции, спекуляции и других негативных явлений затрудняют работу по воспитанию подрастающего поколения в новых условиях. Огромные трудности сложились в воспитании подрастающего поколения в связи с повсеместным разрешением заниматься коммерческой деятельностью, предпринимательством. Десятки тысяч детей вовлечены во все виды коммерции: продажа газет, журналов, сигарет, безалкогольных и алкогольных напитков и т.д. Легкий заработок без производства продукции (а только перепродажа) толкает детей и подростков подчас и на совершение правонарушений, вовлекает их в преступные формирования. Часть детей (нередко вместе со взрослыми) занимаются попрошайничеством. Социальная защита детей обществом в виде различных денежных пособий, бесплатного питания, одежды и т.д. пока не решает проблемы полноценного здорового образа жизни. К тому же интересы детей не могут быть удовлетворены из-за высокой платы за занятия в кружках и т.д. Семья как ячейка общества не может обеспечить ребенка всем необходимым для всестороннего развития.

Следует отметить также недоступность некоторых видов спорта, высокую стоимость спортивной формы и инвентаря, невозможность полноценного питания для тысяч детей, подростков и молодежи. Неправильное понимание демократии и свободы привело к широкому распространению различного рода эротической, порнографической литературы, видеофильмов, кинофильмов с показом жестокостей, ужасов. Телевидение предоставляет много времени для выступления различных рок-групп, которые негативно влияют на воспитание молодежи. В то же время такие средства художественного, эстетического воспитания, как театр, живопись, музыка, пение, остаются вне пределов доступности для большинства детей. Наблюдается тенденция падения духовности как человеческой ценности.

Снижается ценность знаний и авторитет человека со знаниями. Такое положение негативно сказывается на отношении молодежи к учебе.

К общим проблемам, влияющим на состояние воспитательной работы с юными спортсменами, относится и проблема негативного влияния на них поведения взрослых.

Решение названных общих проблем, влияющих на воспитание юных спортсменов, может снять многие проблемы в воспитании и взрослых спортсменов. Реализация путей преемственности в воспитательной работе с юными и взрослыми спортсменами дает возможность избежать педагогических ошибок у тренеров, уменьшить потери спортсменов при переходе от массового спорта к спорту высших достижений, снизить брак в работе спортивных педагогов по воспитанию спортсменов.

Однако современные условия развития общества, перемены в сфере спорта выдвигают новые проблемы в воспитательной работе со взрослыми, высококвалифицированными спортсменами. Признание профессионального спорта как сферы деятельности спортсменов (их работы) сняло многие вопросы в жизни спортсменов высокой квалификации. Спортсмены заключают контракты со своими клубами, выезжают выступать за спортивные клубы ближнего и дальнего зарубежья. Казалось, что в контрактах оговариваются все вопросы отношений спортсменов и клубов. Чаще всего это относится к финансовым условиям (зарплата, жилье и др.), спортивным показателям. Но в настоящее время за рубеж выезжают спортсмены, не всегда имеющие профессиональное образование, и этот важный момент в жизни человека откладывается на неопределенный срок. Профессионализация спорта высших достижений, с одной стороны, предусматривает для спортсмена эту профессию, но с другой - после окончания спортивной карьеры неизбежно встает вопрос о работе. В какой сфере народного хозяйства наиболее успешно может приложить свои силы спортсмен? Естественно, в сфере спорта. Тогда необходимо готовить рабочие места для спортсменов, учитывать, какие профессии требуют какого образования. Необходимы соответствующее образование и профессия, которые необходимо получить или в период спортивных выступлений, или после окончания спортивной карьеры. Оба пути сложные, требуют поддержки, внимания и заботы. Можно ли это положение включать в контракты? Есть ли какая-либо правовая основа для этого? Есть ли в стране закон о профессиональном спорте? Мы знаем, что в профессиональном спорте за рубежом существуют юридические службы. Создание такой службы в стране и просвещение спортсменов в области профессионального спорта является необходимостью. Профессиональный спорт связан с коммерческой деятельностью. Профессиональные клубы такую работу ведут: реклама товаров, связи с фирмами, кампаниями, акционерными обществами, телевидение, печать и др. Педагогический аспект коммерческой деятельности связан с возрастом спортсменов: юношеский возраст - это становление личности, зрелые спортсмены, которые много лет выступают в спорте высших достижений (20-30 лет) и спортсмены, кто заканчивает занятия спортом (после 30 лет). Здесь следует учитывать образование, выбор профессии, нравственное воспитание. Чем моложе спортсмен, тем больше внимания тренерам следует уделять этим вопросам. Одни спортсмены занимаются коммерческой деятельностью во время активных выступлений, другие - после окончания спортивной карьеры. Коммерческая деятельность может быть в спортивной и вне спортивной сферах. С одной стороны, в связи с этим требуется создание соответствующих коммерческих структур, всемерного поощрения предприимчивости, инициативы, самостоятельности, а с другой - быть внимательным к тем изменениям в поведении, личностных качествах, образе жизни спортсменов, которые происходят под влиянием коммерческой деятельности. Тем более, что не всегда спортсмены, выступающие в зарубежных клубах и занимающиеся коммерческой деятельностью, успешно выступают за сборные команды страны. Трудно сейчас искать причины такого положения, но факты есть и они требуют объяснения. Есть необходимость в подготовке спортсменов к жизни в новых условиях рыночных отношений.

Таким образом, профессионализация и коммерциализация спорта высших достижений ставит перед обществом проблемы образования спортсменов, выбора будущей профессии и деятельности. Уже сейчас ясно, что в сфере спорта для спортсменов требуется нестандартная система образования со своими учебными заведениями и местами для работы после окончания ими спортивной карьеры. Заслуживает внимания проблема подготовки спортсменов к семейной жизни. Специфика занятий спортом (тренировки, подготовка к соревнованиям в условиях сборов, соревнования) не представляет полных возможностей и условий для направленной работы спортивных педагогов по подготовке спортсменов к семейной жизни. Отсутствие такой работы подчас приводит к одиночеству, разводам, неудачной женитьбе или знакомству, к дискомфорту жизни спортсменов.

Особое значение приобретает проблема профессионально-трудовой деятельности спортсменов по завершению спортивной карьеры. Большинство спортсменов высокой квалификации начинают работать в качестве тренеров: с детьми или взрослыми. Одни спортсмены уже окончили специальное учебное заведение, имеют диплом, другие - продолжают учиться в ИФК, на факультете физического воспитания, третьи - без специального образования (окончили технический и др. вузы), четвертые - без образования. Прежде всего встают проблемы адаптации к условиям новой деятельности, заработной платы, успешности в работе, внимании к его личности, компетентности в профессионально-педагогической работе, умения жить и сотрудничать с коллегами, вступать в отношения с воспитанниками, судьями и др. Это приходит с опытом. Но первые шаги всегда трудные и требуется квалифицированная помощь, внимательное отношение, поддержка тех, кто его тренировал. Мудрые тренеры (например, А.В. Тарасов, Г. Авхлединани и др.) зная, что их воспитанники будут работать тренерами, еще когда спортсмены выступали, поручали им проведение разминки, тренировки, опеку новичков, оказывали помощь в овладении техникой и т.д., вводили их в свою творческую лабораторию, показывали черновую, повседневную работу спортивного педагога. Для этих спортсменов начальные шаги на поприще тренерской работы даются гораздо легче. Внимание же следует уделять тем спортсменам, у кого такой практики не было, а бывшие наставники не могли служить примером. Больше внимания следует уделять и выдающимся спортсменам, избиравшим путь тренера.

Требуют изучения проблемы воспитательной работы в нарождающихся и уже культивирующихся новых видах женского спорта: футбол, водное поло, регби, хоккей, борьба, восточные единоборства и др. Культура и образование спортсменок, создание семьи, сфера труда после окончания спортивной карьеры и др. - вот неполный перечень этих проблем.

Указанные выше проблемы должны решаться на всех уровнях: государственном, местном и т.д. Они тесно переплетаются с политическими, социально-экономическими проблемами страны. Значительная часть этих проблем ложится и на тренера, педагога, чьи знания и мудрость помогут спортсменам тренироваться, совершенствовать мастерство и успешно выступать на соревнованиях различного уровня.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Михеев, А.И. Проблемы воспитательной работы со спортсменами в современных условиях развития общества // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. - М., 1993. - С. 173-176.