ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВКИ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВКИ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ

Д.А.Тышлер, А.Д.Мовшович

Эффективность системы спортивной тренировки в современном фехтовании во многом определяется уровнем реализации следующих теоретико-методических положений, отражающих структурные закономерности ее построения и характеристики соревновательной деятельности в каждом виде спорта.

Преимущественная технико-тактическая направленность тренировочного процесса.

Овладение техникой и тактикой является главенствующей стороной подготовки фехтовальщиков, так как спортивные достижения в конечном итоге определяются уровнем технико-тактической подготовленности, опосредованном способностями к реализации в поединках наиболее эффективных тактических намерений, специализированных двигательных навыков, знаний и тактических умений.

Планомерная оптимизация состава средств ведения поединков на основе учета типовых операционных характеристик соревновательной деятельности в избранном виде оружия.

Формирование состава средств единоборства является постоянной педагогической задачей технико-тактического совершенствования, направленной на оптимизацию объемов применения разновидностей атак, средств противодействия атакам, подготавливающих действий, приемов нападения и маневрирования, регулирование деятельности фехтовальщиков в соревнованиях на основе срочных оценок.

Постоянное специализирование проявлений двигательных и психических качеств, функциональной подготовленности.

В основе овладения средствами ведения поединков, результатов участия в многоступенчатых соревнованиях лежит достигнутый уровень психических и двигательных качеств, так как применение в боях атак, защит с ответом, контратак требует проявлений быстроты, скоростно-силовых качеств, ловкости, выносливости, двигательных реакций (простой, сложной и антиципирующей), свойств внимания, памяти, мышления. Поэтому применение упражнений, направленных на их специализирование, создает предпосылки для ускорения процесса освоения в тренировке и успешного применения действий в соревнованиях.

Индивидуализация состава действий, тактических компонентов их подготовки и применения в поединках.

Индивидуализация оснащения фехтовальщика средствами единоборства целесообразна на основе учета склонностей к проявлениям определенных двигательных и психических качеств. Поэтому оптимизация объемов использования разновидностей действий и тактики их применения в поединке по показателям морфологических, двигательных и психофизических особенностей позволяет ускорить формирование индивидуального стиля соревновательной деятельности спортсменов.

Создание резервных функциональных возможностей для обеспечения надежности выступлений в главных соревнованиях сезона.

Оказывая самостоятельное воздействие на функциональную и психическую сферы спортсмена, технико-тактическое совершенствование в фехтовании взаимосвязано с решением задачи достижения функциональной подготовленности, которая формируется на основе определения объемов, интенсивности, сочетания видов нагрузки, позволяющих адаптировать состояние фехтовальщиков к деятельности в условиях высокой двигательной и психической напряженности. Вместе с тем для обеспечения надежности выступлений тренировочный процесс целесообразно строить при моделировании нагрузок, несколько превышающих соревновательные, тем самым создавая резервные функциональные возможности у занимающихся.

Комплексность воздействия на фехтовальщика при использовании средств технико-тактической и функциональной подготовки.

Разнообразные упражнения, используемые в процессе овладения техникой и тактикой фехтования, оказывают многофакторное воздействие на спортсмена. Так, выполнение атаки с максимальной скоростью предъявляет требования к технике и одновременно специализированности быстроты, а многократное выполнение этого действия с максимальной скоростью направлено на повышение уровня выносливости и волевых проявлений. В то же время использование различных сигналов тренером (партнером) совершенствует восприятия и переработку информации, двигательные реакции. Поэтому применение упражнений с многофакторными характеристиками обеспечивает разносторонность подготовленности занимающихся.

Ранжирование соревнований в годичных циклах тренировки, полисоревновательное их построение.

В тренировке фехтовальщика соревнования различного ранга являются неотъемлемой частью всей системы подготовки, что определило их практически круглогодичное использование. Вместе с тем, учитывая их различную значимость и степень воздействия на двигательную и психическую сферы спортсмена, целесообразно ранжирование соревнований по уровню мастерства участников, масштабу и общественно-политической роли, месту в процессе технико-тактического совершенствования, что позволяет оптимизировать процесс достижения спортивной формы и психической послесоревновательной разрядки.

Учет тренировочных эффектов при выборе разновидностей упражнений и их последовательности.

Подготовке фехтовальщика присуща многокомпонентность построения тренировочных занятий при объективных различиях между эффектами воздействия отдельных средств на спортсмена. Поэтому в процессе тренировки следует учитывать взаимовлияние упражнений на двигательную и психическую сферу занимающихся. Например, использование баскетбола, футбола и других спортивных игр в значительных количествах как средства разминки ухудшит на определенное время точность пространственно-временных оценок участников поединков, а следовательно, снизит эффективность занятия. Вместе с тем перед проведением учебных боев на результат хороший эффект дают специализированные упражнения с оружием, прогонный индивидуальный урок.

Комплектование состава спарринг-партнеров с учетом различий между ними по уровню мастерства и индивидуальным технико-тактическим и личностным характеристикам.

Технико-тактическое совершенствование фехтовальщиков взаимосвязано с уровнем построения боевой практики, возможностями разнообразить состав спарринг-партнеров как в целях избирательного воздействия на процесс овладения отдельными компонентами мастерства, так и для целенаправленной подготовки к поединкам с конкретными противниками на основе моделирования манеры боя и формирования морально-психологических установок.

Повышение сложности, объемов и интенсивности упражнений в процессе спортивного совершенствования, а также по возрастным этапам подготовки юных фехтовальщиков.

На фоне строгой преемственности задач, средств и методов тренировки по годам обучения фехтовальщиков увеличивается количество соревнований, их нагрузочность, состав базовых технико-тактических средств, а также уровень требований к двигательным и психическим компонентам подготовленности, что определяет повышение объемов, интенсивности и сложности упражнений.

Превалирование в процессе подготовки разновидностей педагогических воздействий, адекватных возрастным и половым особенностям, квалификационным показателям фехтовальщиков.

Тренировка юных фехтовальщиков, особенно на этапе начальной специализации, немыслима без превалирования игрового метода и упражнений с партнером. На этапе углубленной тренировки и спортивного совершенствования более значительные объемы занимают индивидуальный урок, тренировочные бои и другие соревновательные упражнения. Кроме того, сложность педагогических задач при освоении приемов должна определяться достигнутым уровнем специализированности двигательных и психических качеств, возможностями занимающихся с учетом сензитивных периодов их развития.

Учет перечисленных принципов при нормировании тренировочных нагрузок и участия в соревнованиях, выборе средств и методов подготовки позволит прежде всего интенсифицировать процесс специализирования соревновательной деятельности фехтовальщиков, ускорить повышение уровня их спортивной квалификации, оптимизировать творческий поиск тренеров.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Тышлер, Д.А. Принципы построения тренировки фехтовальщиков / Тышлер Д.А., Мовшович А.Д. // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. - М., 1993. - С. 177-179.