ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ТРОЙНОГО ПРЫЖКА НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ ЛОКАЛЬНЫХ ОТЯГОЩЕНИИ И ИЗМЕНЯЕМЫХ УСЛОВИЙ ОПОРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ТРОЙНОГО ПРЫЖКА НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ ЛОКАЛЬНЫХ ОТЯГОЩЕНИИ И ИЗМЕНЯЕМЫХ УСЛОВИЙ ОПОРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Екимов А.Н., Попов Г.И., Иванов А.Н., Пензенский ГПУ

Для современной науки о спорте характерны исследования направленные на разработку средств и методов, обеспечивающих интенсификацию учебно-тренировочного процесса. Применение нестандартного оборудования в процессе обучения технике тройного прыжка позволяет целенаправленно формировать движение с нужными свойствами и требует более тщательной научно-обоснованной разработки рекомендаций для их использования. Вместе с тем, как показывают уже проведенные исследования (В.Д. Ремнев, 1972,Г.И.Попов 1976, К.И. Рачков и др., 1982, А.В.Бондарев 1989, В.П. Медведев, В.Д. Фискалов и др. 1991г. и др.), использование возможности варьировать упруго-релаксационные свойства покрытий, регулируемых упругих снарядов и опор значительно сокращают продолжительность обучения и заметно улучшают качество выполнения основного двигательного действия.

Перспективным направлением интенсификации учебно-тренировочного процесса является также применение локальных отягощении на центр массы звена тела человека, которые позволяют выполнять движения в широком диапазоне скорости, проявлять максимальные или близкие к ним усилия практически в любой фазе движения. Это дает возможность работать мышцам с оптимальной нагрузкой на протяжении всего движения.

Анализ специальной литературы показал, что до настоящего времени отсутствуют какие-либо научно-обоснованные критерии комплексного воздействия системы локальных отягощении и пневмоопор, которые открывают новые перспективы программированного обучения и совершенствования биодинамической структуры движений в тройном прыжке. Для этого нами исследовалось и педагогически апробировалось применение пневмоопор в местах опорного взаимодействия на планке для отталкивания, после скачка, шага. Это и определяет актуальность предпринятого исследования.

Все наблюдения , эксперименты и опытные занятия проведены на базе Пензенского университет со студентами 1 и 2 курсов, с спортсменами СДЮШОР г. Пензы специализирующимися в тройном прыжке.

Исследуя эффект воздействия пневмоопор в тестах скоростно-силовой направленности: прыжок в длину с места и выпрыгивание вверх полученные данные показывают, что при выполнении прыжков в длину с места результаты на пневмоопоре увеличиваются по сравнению со стандартным покрытием (СП) на 0,15 ± 0,06м.(t=7,2; р<0,001). При прыжке вверх с места в среднем на 0,10 ± 0,03м. (t=6.8; р<0,001). Упругие свойства пневмоопоры изменялись в интервале давления воздуха в камерах от 0,5-1,0 x 105 Па через каждые 0,1 x 105 Па, было выявлено, что для каждого спортсмена существует индивидуальная величина упругости, при которой он достигает своих максимальных результатов.

Исследуя эффект комплексного воздействия пневмоопор (ПО) и локальных отягощении (ЛО) на центр массы биозвена бедро 0,4кг голень 0,2кг при спрыгивании с h-0,75м с последующим тройным прыжком в длину, изменение результатов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Условия

СП

ПО

СП+ЛО

ПО+ЛО

срочный эффект

Результ. см

925+10

988+14

880+11

919+12

948+10

Крепление обтягивающего манжета на середину центра массы звена не изменяет геометрию точек при движении, вес отягощения до 10% от массы звена не нарушает технику двигательного действия.

Одной из основных задач стоящих перед настоящим исследованием явилась разработка методики обучения технике тройного прыжка студентов в рамках вузовской программы. С этой целью были созданы экспериментальная и контрольная группы по 20 человек. Педагогический эксперимент длился пять месяцев, занятия проводились 2 раза в неделю.

На начальном этапе был проведен 3-х недельный микроцикл технической подготовки, задачей которого являлась ознакомление с техникой тройного прыжка и укрепление опорно-двигательного аппарата занимающихся. Определены исходные данные занимающихся в скоростно-силовых тестах и тройном прыжке с разбега.

Обучение технике тройного прыжка проводилось по единой программе с той лишь разницей, что экспериментальная группа использовала пневмоопоры в местах опорного взаимодействия а контрольная группа тренировалась на стандартном покрытии. Разница результатов тройного прыжка в стандартных условиях и в условиях пневмоопоры в экспериментальной группе составила в среднем 0,91 м ± 0,21м. (t=7,89; р<0,001), что позволяло с самого начала обучения отрабатывать новые режимы биодинамических характеристик. Применение пневмоопор длилось 1,5 месяца, результаты в контрольных соревнованиях на стандартной опоре в экспериментальной группе возросли в среднем на 0,51 ± 0,11м. (р<0,05) в контрольной группе на 0.14 ± 0,10м. (р>0,05).

Применение пневмоопор в местах опорного взаимодействия позволяет:

  • на стадии обучения уменьшить вариативность выполнения двигательного действия, убыстрить процесс обучения и закрепления навыка в повторяемых условиях, быстрее исключить неправильные варианты отталкивания;
  • индивидуально подбирать упругие свойства опоры из условия максимального проявления спортсменом своих скоростно-силовых качеств
  • снижать величину ударной нагрузки на опорно-двигательный аппарат прыгунов в момент постановки ноги на опору в 1,5 - 2 раза;
  • увеличить объем прыжков со среднего и полного разбегов;

Следующим этапом комплексного воздействия, для формирования ритмо-скоростной структуры двигательного навыка, в экспериментальной группе около 2,5 месяцев применялись пневмоопоры и локальные отягощения на центр масс звена тела бедро, голень. Происходит наполнение двигательного действия силовым содержанием, совмещение технических средств и отягощении. Этот факт явился основной причиной роста спортивных результатов.

Для детального изучения изменяемых условий опорного взаимодействия проводилась скоростная киносъемка, параллельно, для получения информации об ускорениях тела спортсмена и его звеньев нами использовалась методика акселерометрии. Полученные результаты подвергались анализу, и затем вносились коррективы в подготовку занимающихся.

Пятимесячный педагогический эксперимент показал, что результаты участников экспериментальной группы возросли в среднем на 0,84 ± 0,18м. (р< 0,001), а участников контрольной группы возросли на 0,26 ± 0,19м.(р> 0.05).

Результаты исследования свидетельствуют об эффективности применения системы локальных отягощении и изменяемых условий опорного взаимодействия при обучении технике тройного прыжка, а также при подготовки спортсменов разной квалификации.

Их применение открывает широкие возможности более эффективно управлять учебно-тренировочным процессом, способствует не только более успешному освоению техники движений, но и создает условия для сопряженного решения технических задач и развития двигательных качеств, целенаправленно формирует ритмо-скоростную структуру тройного прыжка, биодинамический и кинематический характер отталкивании.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Екимов, А.Н. Обучение технике тройного прыжка на основе системы локальных отягощении и изменяемых условий опорного взаимодействия / Екимов А.Н., Попов Г.И., Иванов А.Н. // Моделирование спортив. деятельности в искусственно созд. среде (стенды, тренажеры, имитаторы) : (материалы конф.). - М., 1999. - С. 33-37.