ИСКУССТВЕННАЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА - МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ

ИСКУССТВЕННАЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА - МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ

Иванов В. В., ВНИИФК, Москва

В настоящее время всё более широкое применение измерений отмечается в спортивной науке и практике. При этом используются почти все существующие виды и методы измерений / радиоэлектронные, оптоэлектронные, биофизические, биохимические, ультразвуковые, лазерные и др. /. Эти многочисленные средства и методы измерений широко используются для решения самых разнообразных задач комплексного контроля и управления процессом подготовки спортсменов высокой квалификации , а также занимающихся массовыми формами физической культуры и профессионально-прикладной физической подготовкой. Вместе с тем, специфические особенности спортивно-педагогических измерений, осуществляемых на таком сложном биообъекте, каким является спортсмен высокой квалификации в экстремальных условиях его двигательной деятельности, не нашли до настоящего времени должного теоретического и экспериментального обоснования. В связи с этим было предпринято настоящее исследование, целью которого являлось совершенствование методологии, методических приёмов и средств спортивно-педагогических измерений. При этом решались следующие задачи : выявить основные особенности технологии измерений в физической культуре и спорте; определить понятийную сущность искусственной измерительно-информационной среды и показать целесообразность её введения в систему спортивно-педагогических измерений,

В процессе исследований использовались следующие методы: анализ литературных источников, патентный поиск, педагогические наблюдения, педагогические эксперименты, метрологический анализ, динамометрия, акселерометрия, видеомагнитоскопия, пульсометрия, математическая статистика.

В результате проведённого анализа особенностей технологии спортивно-педагогических измерений по сравнению с классическими измерениями в технике, а также на основании сформулированных метрологических и методических требований к измерительным процедурам и техническим средствам измерения, осуществляемым на живом объекте / спортсмене /, логически следует концептуальное положение о том, что требуемая достоверность результатов спортивно-педагогических измерений может быть обеспечена лишь в условиях искусственно созданной измерительно-информационной среды, формируемой в развитие концепции искусственной управляющей среды /ИУС/, разработанной профессором Ратовым И.П. и реализуемой в многочисленных разработках его учениками. При этом искусственная информационно-измерительная среда реализуется посредством тренажерно - измерительных стендов, оснащённых специальными техническими средствами формирования двигательных актов / действий / спортсмена с запланированным / программируемым / результатом, в том числе максимальным / рекордным /, а также комплексом средств измерений, компьютерной обработки в реальном масштабе времени, устройств индикации / отображения / результатов измерения в наглядном / удобном / для восприятия спортсменом и тренером виде и средств синхронной коррекции двигательного акта.

В качестве технических средств формирования двигательных действий с заданными характеристиками в видах спорта с циклическим характером двигательной деятельности целесообразно использовать специальные скоростные тредбаны, тредмилы и другие подобные устройства, оснащённые специальной облегчающей подвеской, рекуператорами энергии, электро- и вибростимуляторами мышц и др.

В велоспорте с этой целью можно достаточно эффективно использовать специальные велотренажеры, велоэргометры, велостанки и др.

В единоборствах целесообразно использовать различные подвижные /управляемые / электро-механические манекены, выполняющие по программе заданные тактико-технические действия, на которые должен определённым образом реагировать спортсмен. В фехтовании с успехом применяются электронно-механические "спарринг - партнеры". В боксе используются подвижные тензометрированные мишени для отработки ударов и защит, например, подвижные тензомешки, груши манекены и другие устройства и приспособления.

В плавании двигательные режимы моделируют с помощью водного тредбана / гидроканала /, создающего для спортсмена встречный водный поток с регулируемой скоростью перемещения, а также посредством резиновых амортизаторов и различных устройств, основанных на применении искусственных отягощении и облегчений. Например, система силового лидирования, представляющая собой электромеханическую систему "протяжки" пловца в водной среде с заданной скоростью.

В гребле используются специальные гребные тренажёры /станки/, а также лидирующая протяжка лодки с гребущим экипажем с помощью специально оборудованного катера.

В стрельбе используют уменьшенные мишени, а также устройства, создающие усложнённые или облегчённые условия стрельбы.

В игровых видах спорта целесообразно использовать специальные катапульты для метания мячей / футбольных, волейбольных, теннисных и др. /, а также шайбы в хоккее с различными траекториями и скоростями. При этом имитируются специальные препятствия, помехи различной физической природы и т.п.

На основании результатов данного исследования следует вывод о том, что совершенствование технологией средств спортивно-педагогических измерений наиболее целесообразно осуществлять на основе положения о приоритете проведения измерений в условиях использования тренажерно-измерительных стендов, оснащённых средствами искусственной измерительно-информационной среды, которая помимо проведения тренировочных занятий в оптимальных двигательных режимах, обеспечивающих воспроизведение попыток с запланированным результатом, позволяют осуществлять периодические тестирующие процедуры, раскрывающие в условиях достижения запланированных показателей двигательного действия причины, препятствующие реализации потенциала двигательных возможностей в естественных соревновательных попытках.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Иванов, В.В. Искусственная измерительно-информационная среда - методологическая основа спортивно-педагогических измерений // Моделирование спортив. деятельности в искусственно созд. среде (стенды, тренажеры, имитаторы) : (материалы конф.). - М., 1999. - С. 38-41.