МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОНЦЕПЦИИ "ИСКУССТВЕННАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ И ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДЫ" В ПОДГОТОВКЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОНЦЕПЦИИ "ИСКУССТВЕННАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ И ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДЫ" В ПОДГОТОВКЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ

Кочергин А. Б., РГАФК

Поиск новых подходов к совершенствованию методики подготовки высококвалифицированных спортсменов, осуществляется в различных направлениях. Одно из перспективных направлений заключается в применении тренажерных устройств, разработанных на основе концепции "искусственная управляющая среда" ( Ратов И.П. 1972), а также создание предметной среды для формирования и совершенствования спортивных ( Попов Г.И. 1992).

Указанные подходы реализованы в подготовке высококвалифицированных пловцов на основе создания специализированной тренажерной системы "Силового лидирования" (СТССЛ) и методических приемов совершенствования техники стартовых движений. Использование этих подходов выявило эффективность совершенствования темпо-ритмовой структуры двигательного навыка, техники всех видов старта и отработки техники выполнения поворотов ( Ратов И.П., Крупнов В.А. 1988, Вороненко С.Ф- 1987, Кочергин А.Б. 1992).

Введение в состав СТССЛ метода оценки величины добавочного усилия в системе "тренажер-спортсмен" позволило разработать и обосновать методы формирования силового компонента гребковых движений ( Аллакин Ю.А. 1991).

Дальнейшее совершенствование СТССЛ привело к созданию автоматизированной тренажерной системы с обратной связью на основе компьютерной оценки внутрицикловых колебаний усилий пловца (Кочергин А.Б., Ратов И.П., Логинов А.А., Абрамов И.А. 1996). Изучено также влияние метода СТССЛ на функциональное состояние пловцов и технику плавания, что позволило разработать методику применения тренажерной системы (Кочергин А.Б., Койгеров С.В., Логинов А.А, 1997). В результате было показано, что СТССЛ способствует совершенствованию темпо-ритмовой структуры двигательного навыка за счет сокращения продолжительности подготовительных фаз и увеличения длины "шага" и максимальных усилий в фазе отталкивания. Кроме того, данный метод можно использовать как нагрузочное средство при отработки техники плавания, включая старты и повороты; в комплексе с видеорегистрацией и спидографией позволяет выявлять ошибки в технике плавания на рекордных скоростях, формировать рациональную скоростно-ритмовую основу двигательного навыка, независимо от уровня подготовленности.

Изучение влияния метода на функциональные показатели пловцов позволило установить, что при интенсивности работы в зоне ЧСС 170-190 уд/мин уровень лактата достоверно снижался с 10,58 до 9,07 ммоль/л, что дает основание предположить отсутствие перенапряжение функциональных систем при выполнении интенсивных тренировочных программ в условиях применения СТССЛ.

При исследовании координационной структуры плавательных движений снижение времени проноса на 6,5%, общего времени цикла на 4,4%, и времени гребка - 3,2%. В то же время максимальная усилие при гребке возросло на 5,3%. (Кочергин А.Б., Койгеров С.В., Логинов А.А., 1997). При этом общий объем нагрузки с использованием данного метода может достигать 20% тренировочного времени, что связано с необходимостью устранения лимитирующих факторов, оказывающих негативное влияние на технику плавания и поворотов на скоростях, превышающих максимально доступную для данного этапа подготовки.

Полученные результаты позволяют применить данный метод на основе использования интервальных нагрузок с небольшим количеством повторений. В тренировочном занятии выполняется 3-4 серии по 6-8 повторений. В подготовительном периоде указанный метод используется с целью совершенствования элементов техники. Возможно проплывание длинных дистанций (1000 - 1500 м) в мягком режиме с целью уменьшения расходования энергии на сопротивление волнообразованию и осуществления подготовительных фаз гребка.

В основном периоде подготовки использование данного метода акцентируется на развитие скоростно-силовых качеств, совершенствование техники плавания по элементам и в координации.

На этапе сужения - направлено на полное раскрытие потенциала спортсмена на соревновательной дистанции.

Можно предполагать, что следующим этапом изучения методологии реализации концепции "искусственная управляющая и предметная среды" в подготовке высококвалифицированных пловцов является синтез различных вариантов "силового лидирования" с использованием дополнительных методических приемов с целью эффективного освоения тренировочных программ.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Кочергин, А.Б. Методические подходы к использованию концепции "искусственная управляющая и предметная среды" в подготовке высококвалифицированных пловцов // Моделирование спортив. деятельности в искусственно созд. среде (стенды, тренажеры, имитаторы) : (материалы конф.). - М., 1999. - С. 50-52.