КОНСТРУКЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТАРТОВОМУ РАЗБЕГУ В БЕГЕ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ

КОНСТРУКЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТАРТОВОМУ РАЗБЕГУ В БЕГЕ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ

Миронов Д.Д., Аракелян Е.Е., ТулГУ, РГАФК

Чтобы достигнуть мастерского норматива в беге на 100 и 200 и требуется 6-8 лет специальной работы молодого одаренного спортсмена, начиная с 10-12-летнего возраста. Однако, как показывает практика, далеко не каждый человек, в силу самых разных причин, может начать заниматься легкой атлетикой в этом возрасте. Часто приходится иметь дело с теми, чей возраст уже находится у той черты, когда активно заниматься спортом казалось бы уже не имеет смысла в силу очень слабой перспективы достижения высокого спортивного результата. Среди таких юношей и девушек, впервые пришедших в легкоатлетический спорт, не редко встречаются одаренные от природы люди, имеющие хорошие генетические задатки к спринтерскому бегу. Но отсутствие начальной (базовой) подготовки сильно сдерживает дальнейший прогресс таких учеников. Методы традиционной подготовки, применяемые для групп спортивного совершенствования (16-18 лет), в данном случае явно не подходят. Ситуация усложняется еще и тем, что затягивать подготовку (т.е. вести ее по традиционной схеме: первоначально физическая подготовка, потом - техническая) не имеет смысла, т.к. перспектива достижения высокого результата в отдаленном будущем не устроит ни тренера, ни ученика.

Предлагаемый способ ускоренной подготовки бегунов на короткие дистанции может отчасти решить эту проблему. Речь идет о специальном техническом устройстве, использование которого в тренировочном процессе позволит успешно сочетать физическую и техническую подготовку бегунов, т.е. перераспределить тренировочное время в пользу процесса обучения, несмотря на еще недостаточный уровень физической подготовленности начинающего спринтера. Это придаст процессу подготовки больший динамизм, а, следовательно, сроки становления квалифицированного спортсмена сократятся.

Предлагаемый тренажер помогает начинающим спринтерам научиться правильно выбегать из стартовых колодок (освоить технику начальной части стартового разбега). Это - специальное устройство принудительного воздействия на стартующего, работу которого можно сравнить с принципом работы арбалета. К бегуну крепятся длинные резиновые амортизаторы, которые заблокированы специальным пусковым механизмом, что позволяет стартующему принять нормальную стартовую позу. С началом стартового движения (путем воздействия на пусковой механизм) происходит разблокировка предварительно растянутых амортизаторов и перевод их упругой энергии на другой объект воздействия, т.е. на выбегающего из стартовых колодок. Такая силовая добавка позволяет даже недостаточно физически подготовленному спринтеру выполнить старт и первые послестартовые шаги ни только быстро, но и, что самое главное, технически правильно. Процесс физического становления ученика т.о. развивается одновременно с процессом формирования правильного и устойчивого навыка.

Империческим путем были подобраны наиболее оптимальные "силовые добавки" в момент начала выполнения стартового разгона (это 10-15% от массы конкретного спортсмена).

Перед началом исследований, связанных с разработкой методики использования данного технического устройства, было проведено специальное тестирование с целью определения того, как в искусственно созданных условиях изменяется стартовый разбег у спортсменов различного уровня предварительной подготовленности. Внутри каждой из двух групп, квалифицированных спортсменов (I р. и КМС) и начальной подготовки, был сделан сравнительный анализ стартового разбега в естественных и искусственных условиях по таким показателям, как быстрота разбега на первых 10 м после старта (критерий количества) и величина первых четырех беговых шагов (критерий качества).

Сравнительный анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что достоверное улучшение показателей имеет место только в группе начальной подготовки (как по количественному, так и по качественному критериям).

Предварительный двухмесячный эксперимент, в ходе которого проверялись четыре схемы построения учебно-тренировочного процесса для групп начальной подготовки, направленного на обучение начинающих легкоатлетов стартовому разбегу, позволил определить наиболее оптимальный вариант подготовки. Все пять групп (четыре экспериментальные и одна контрольная) занимались три раза в неделю (1-е и 3-е занятия посвещались обучению старту и стартовому разбегу, а 2-е занятие - общефизической подготовке, основу которой составляла силовая и скоростно-силовая подготовка). Исследования показали, что при таком количестве занятий в недельном микроцикле, наиболее удачной оказалась следующая экспериментальная схема построения учебно-тренировочного процесса: первая неделя - знакомство спортсменов с устройством тренажера, опробывание его, адаптация к условиям работы на нем, теоретическое и практическое изучение техники старта и стартового разбега; на протяжении следующих трех недель на каждом из двух занятий, в ходе которых велось обучение стартовому разбегу, каждый занимающийся выполнял бег с низкого старта в условиях силового воздействия тренажера; в дальнейшем, на протяжении трех недель, величина "силовой добавки" от занятия к занятию постепенно снижалась на 1-2 кг и в течение последней недели мезоцикла обучение (закрепление полученного навыка) производилось только в естественных условиях.

В экспериментальной группе показатель в беге на 30 м с низкого старта в среднем улучшился на 6,1% (с 4,73 с до 4,44 с; р<0,01), произошло закрепление оптимальной структуры начальной части стартового разбега, которая ранее демонстрировалась только в облегченных условиях (был достигнут стабильный постепенный прирост длины бегового шага по мере удаления от стартовых колодок). Показатель в беге на 30 м с низкого старта в контрольной группе улучшился на 2,3% (с 4,71 с до 4,60 с; р>0,05), при этом достоверного качественного улучшения структуры начальной части стартового разбега не произошло.

В эксперименте принимали участие юноши 17 лет, студенты Тульского государственного университета, прошедшие предварительный отбор по итогам бега на 100 м и 30 м с низкого старта.

Предполагается, что данная методика будет иметь практическое значение, прежде всего, с точки зрения интеграции ее с другими перспективными методиками подготовки в беге на короткие дистанции. В частности, с методикой ускоренной (но не форсированной) подготовки в таком важном элементе спринта как бег по дистанции. Таким образом, планируется разработка целой системы нетрадиционной подготовки в беге на короткие дистанции, которая может найти свое применение и в группах высококвалифицированных спортсменов.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Миронов, Д.Д. Конструкционные особенности и методика использования специального технического устройства для обучения стартовому разбегу в беге на короткие дистанции / Миронов Д.Д., Аракелян Е.Е. // Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы) : (материалы конф.). - М., 1999. - С. 72-75.