ИСКУССТВЕННАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ И ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПАРАМЕТРАМИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ СПОРТСМЕНОВ

ИСКУССТВЕННАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ И ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПАРАМЕТРАМИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ СПОРТСМЕНОВ

Попов Г.И., РГАФК, Москва

Все, кто готовит своих учеников-спортсменов, конечно хочет, чтобы они достигали в своем виде спорта выдающихся результатов. Если поставить перед собой и перед своим учеником задачу повышения спортивной результативности, вплоть до рекордной для него и его вида спорта, то ее можно решить двумя путями:

Первый путь - это традиционный многолетний процесс подготовки спортсменов с постепенным выходом на те биомеханические, физиологические и силовые показатели его двигательных действий, которые могут привести к росту спортивных результатов. На этом пути в процессе обучения (обучение понимается здесь не только как процесс начального освоения движения, но и как переход на более высокий уровень освоенности упражнения в рамках совершенствования движений) возникают некоторые противоречия (И.П.Ратов, 1983, Г.И.Попов 1992).

Коренное противоречие обучения движениям заключается в том, что вся повседневная практика использования обучающих приемов построена на формировании внутреннего содержания движений посредством попыток обучаемого подражать каким-то эталонным внешним формам спортивного упражнения, предъявляемого тренером в качестве образца. В то же время очевидно, что сами по себе внешние формы движений представляют собой следствие изменений их внутреннего содержания, а именно, координационного взаимодействия мышечных групп (межмышечная координация) спортсмена в конкретном спортивном упражнении. Осознанию рассматриваемого противоречия препятствовали не только укоренившаяся многовековая практика обучения на основе подражания, но и практическое отсутствие каких-либо методических средств для контроля за правильностью формирования внутреннего содержания движений. Невозможность для обучаемого сразу освоить выполнение сложного движения вынудила к использованию таких обучающих схем, в которых двигательное задание осваивалось через его упрощение и расчленение на элементы.

Второе коренное противоречие также связано с закономерностями межмышечной координации. Это противоречие заключается в том, что наибольшая вероятность формирования рациональной межмышечной координации появляется лишь в условиях отсутствия внешних помех выполнению осваиваемых спортивных упражнений. В то же время известно, что начинающие спортсмены, выполняя свои и тренерские установки на увеличение результативности движений, повышая интенсивность их выполнения, увеличивают вероятность мешающих влияний на развитие движений прежде всего за счет нарушений межмышечной координации, недостаточной физиологической готовности и отставания в развитии физических качеств. Таким образом, получается, что освоение эффективных движений невозможно без выхода на тот режим деятельности, который осуществляется без помех, тогда как сам процесс достижения этого режима приводит к этим помехам.

Третье противоречие заключается в том, что обучение какому-либо спортивному движению начинается, как правило, на относительно низких уровнях развития физических качеств. Вследствие этого формируемое движение не может быть эффективным. Повторения упражнений формирует и закрепляет двигательный навык. С закреплением навыка закрепляется низкая результативность осваиваемого движения. Выход из данного противоречия на основе традиционных методических путей заключается в постоянном многоэтапном переучивании, в применении специальных средств, препятствующих закреплению навыка.

Из анализа указанных противоречий предлагается второй принципиально иной путь обучения и совершенствования движений. Суть его в том, что двигательный навык может формироваться не в естественных условиях, а в условиях специально созданной для этого внешней среды. В этом случае начальная целевая направленность обучения движению заключается в формировании новой ритмически - скоростной компоненты двигательного навыка, вплоть до соответствующей рекордной результативности. Т.е. основа - формирование координационного компонента на рекордных режимах. Но функциональные и физические возможности спортсмена не могут обеспечить рекордные движения в обычных условиях. А для этого и создана искусственная внешняя среда, задача которой - дать спортсмену силовые и энергетические добавки, которые необходимы для компенсации недостающих занимающемуся естественных сил и функциональных возможностей. Хотя в подобном подходе итоговый рекордный результат обеспечивается сочетанием естественных и искусственных сил, сами же системы движений и присущие им связи межмышечных координации носят вполне естественный характер, способствующий формированию и постепенному закреплению ритмически-скоростной основы двигательного навыка. Задача тренера в последующем состоит в разумном сочетании естественных движений и движений в искусственных условиях выполнения упражнений , в последующем снижение доли искусственных добавок за счет роста объема упражнений, выполняемых в естественных условиях. Спортсмен и окружающая его внешняя среда (это, как правило, комплекс технических средств) представляют собой как бы две взаимосвязанные части единого управляющего контура, который настраивает всю систему естественных движений и искусственных влияний на них таким образом, чтобы при постепенно уменьшающейся искусственности постоянно обеспечивать максимальную реализацию естественных потенциальных возможностей спортсмена.

Внешняя среда по отношению к спортсмену может быть специально сформирована в двух формах: искусственной управляющей среды и предметной среды. Разработанная И.П.Ратовым теория "искусственной управляющей среды" содержит в себе два компонента.. Первый - это создание таких искусственных условий для воспроизведения различных спортивных упражнения, при которых становится возможным резко ограничить влияние факторов, мешающих естественному выполнению упражнения. Выявление и ранжирование причин, препятствующих максимально полной реализации потенциала двигательных возможностей спортсменов в конкретном упражнении, является основой для последующего определения комплекса искусственно создаваемых условий, в случае использования которых в тренажерах соответствующих конструкции становится возможным существенно ослаблять влияние основных помех, уменьшать непроизводительные энергетические траты, ограничивать вероятность ошибок. Второй компонент - восполнение дефицита естественных сил занимающихся привнесением в процесс выполнения движения внешних искусственно организованных энерго-силовых добавок. В этом случае используются управляющие приемы биомеханико-энергетической экономизации, инструментального контроля и ограничения "двигательной избыточности", приемы предварительного упорядочивания деятельности функциональных систем организма непосредственно перед выполнением тренировочного упражнения (например, низкочастотное вибровоздействие на мышцы). Т.е. второй компонент - это активное внешнее воздействие на двигательные системы организма.

Введенное Г.И. Поповым понятие "предметная среда" также содержит два компонента. Первый - это создание ограничений на движение геометрического и физического характера. Под физическим - понимается задание свойств внешнего окружения спортсмена, приводящих к изменению внутреннего взаимодействия в системе "спортсмен - внешняя среда", а через это - к изменению характера целостного движения самого спортсмена. Второй компонент - это реализация защитных функций предметного окружения для того, чтобы спортсмен мог выходить в своих двигательных действиях на более интенсивные режимы выполнения упражнений. Соотнесение областей притязаний обеих теорий показывает, что они находятся в отношении пересекающихся множеств и имеют общее содержание в части ограничения мешающих факторов, "навязывания" двигательных свойств за счет внешнего окружения. Отличающимся компонентом теории "искусственной управляющей среды" является организация активных управляющих воздействий на двигательные системы организма спортсмена. Отличающимся компонентом теории "предметной среды" является усиление защищенности двигательного аппарата спортсмена от чрезмерных нагрузок при взаимодействии с предметами внешней среды, что позволяет проводить двигательные действия на повышенных по скоростным и силовым показателям режимах.

Специально (искусственно) созданные внешние условия реализуются в виде биомеханических стендов, тренировочных приспособлений, тренажеров, спортивного инвентаря и экипировки. В каждом конкретном спортивном упражнении они обеспечивают энергетическую, силовую, координационную помощь спортсмену, предохранение опорно-двигательного аппарата от перегрузок, улучшение управления двигательными действиями.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Попов, Г.И. Искусственная управляющая и предметная среда как факторы управления параметрами двигательных действий спортсменов // Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы) : (материалы конф.). - М., 1999. - С. 80-84.