МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

В.П.Савин, С.Н.Лукшин

В современном спорте находит широкое распространение использование различных технических средств и тренажерных устройств.

Такие средства более эффективны, поскольку обеспечивают избирательное воздействие на нервно-мышечный аппарат спортсмена с сохранением структуры движений соревновательного упражнения, позволяют использовать различные режимы работы соответствующих мышечных групп и строго дозировать скоростно-силовые нагрузки (Ю.В.Верхошанский, 1970,1988; И.П.Ратов, 1976; В.П.Савин, 1974,1982; В.П.Филин, 1968).

Вместе с тем использование технических средств в практике тренировки юных хоккеистов еще не получило должного распространения, что во многом объясняется отсутствием специального оборудования и методических разработок по данному вопросу.

В практикуемой сегодня скоростно-силовой подготовке юных хоккеистов эпизодически применяются упражнения с амортизаторами, дисками от штанг, автомобильными покрышками и другими предметами. Однако эти средства имеют ряд существенных недостатков:

- упражнения с указанными предметами не подлежат строгому дозированию при их выполнении;

- большинство из них не в полной мере соответствуют структуре соревновательной деятельности хоккеистов и не позволяют моделировать соответствующие скоростно-силовые проявления.

Преследуя цель оптимизации скоростно-силовой подготовки юных хоккеистов, кафедра хоккея ГЦОЛИФКа разработала специальное тренажерное устройство.

При разработке тренажера в основу его конструкции был заложен принцип преодоления дозированного сопротивления. В данном конкретном случае хоккеист преодолевает сопротивление в стартовом беге на коньках, создаваемое соответствующим устройством тренажера, через тягу капронового шнура, прикрепленного одним концом к поясу хоккеиста, другим - к тренажеру (рис.1).

Рис.1. Тренажерное устройство для развития специальных скоростно-силовых качеств хоккеиста

Это отвечает специфике соревновательной деятельности, когда хоккеисту в ходе выполнения скоростного маневра приходится преодолевать сопротивление, создаваемое противником, в виде "зацепов" и "задержек" клюшкой, руками, туловищем.

Разработанный нами тренажер состоит из двух основных узлов: рабочего блока и кронштейна крепления.

Кронштейн крепления, представляющий собой металлический треугольник жесткости 2, предназначен для удержания рабочего блока и крепления его к борту хоккейной коробки. На нем смонтированы винты крепления 13 и направляющая шнура 3.

Рабочий блок включает в себя два основных механизма:

а) механизм задаваемых сопротивлений;

б) механизм обратного действия.

Оба механизма и катушка со шнуром расположены на одном несущем вале 4, что обеспечивает их синхронность в работе.

Механизм задаваемых сопротивлений состоит из корпуса 12, тормозного диска 11, тормозной колодки 5, винта напряжения 6 и шкалы величин напряжения 7.

Механизм возвратного действия представляет собой блочек с системой пружин, обеспечивающих обратное наматывание шнура на катушку.

Тренажер используется следующим образом: спортсмен с поясом и пристегнутым к нему шнуром располагается в 1,5 м от тренажера в стартовом положении. Винтом по шкале величины напряжений ему задается соответствующая нагрузка. По сигналу спортсмен стартует и стремится пробежать отрезок 5-10 м с предельной скоростью, разматывая шнур с катушки и одновременно вращая тормозной диск, преодолевая заданное сопротивление прижатой к нему тормозной колодки.

После пробегания 5-10-метрового отрезка хоккеист возвращается к исходному положению спиной вперед. При этом возвратный механизм обеспечивает обратное наматывание шнура на катушку, а тормозной диск остается неподвижным.

Критерием оценки выполнения хоккеистом упражнения может быть стартовая скорость (скорость пробегания первых пяти метров) и величины динамических усилий через тягу шнуром. В нашем примере для их количественного определения применялись фотодиодная дорожка и тензометрическое устройство, принципиальная схема которого представлена на рис.2. Одним концом к поясу хоккеиста, а другим к шнуру монтировалось тензометрическое кольцо, сигналы с которого по проводам поступают в тензоусилитель, а затем в регистрирующий прибор - цифровой вольтметр ф-203, на котором в цифровой индикации регистрировалась величина усилий (в кг).

Рис 2. Принципиальная схема тензометрического устройства для количественного оределения величины динамических усилий

Данный тренажер как тренировочное средство и измерительное устройство был апробирован в эксперименте.

Для определения величины задаваемой силовой нагрузки при выполнении упражнения с использованием тренажера принимались во внимание исследования ряда авторов (Ю.В. Верхошанский, 1970; В.В. Кузнецов, 1971; В.П. Савин, 1975 и др.), рекомендующих для развития скоростно-силовых качеств использовать отягощения величиной 20-30% от максимума силы спортсмена.

Вместе с тем, учитывая специфику проявления скоростно-силовых качеств в беге на коньках и воздействия силовой нагрузки через тягу шнура с целью выявления оптимума величины сопротивления, нами производились предварительные исследования. В них предполагалось выявить зависимость стартовой скорости от величины задаваемого сопротивления и его влияния на технику бега.

В исследовании в качестве испытуемых принимали участие 15 юных хоккеистов 16 лет ДЮСШ "Спартак".

Изначально в эксперименте с помощью тренажера и тензометрической установки определялся максимум силы тяги (F макс. тяги), который хоккеист был способен проявить в контрольном упражнении. Среднегрупповые показатели максимума явились отправными для определения диапазона величин силовой нагрузки:

1) без нагрузки;

2) с нагрузкой 5 кг (10%);

3) с нагрузкой 10 кг (20%);

4) с нагрузкой 15 кг (30%);

5) с нагрузкой 20 кг (40%).

В ходе эксперимента сначала хоккеисты пробегали 5-метровый отрезок с максимальной скоростью без нагрузки, затем последовательно с нагрузкой 5, 10, 15, 20 кг. Скорость пробегания 5-метрового отрезка со старта регистрировалась с помощью измерительного комплекса "хоккей" с точностью до 0,01 сек. В каждом упражнении, характеризуемом определенной нагрузкой, испытуемому предоставлялось три попытки, при этом в зачет принимался лучший результат.

С целью изучения влияния силовых нагрузок на технику бега на коньках проводилось педагогическое наблюдение, кино- и видеосъемка. Результаты исследования представлены в сводной табл.1.

Таблица 1

Средние показатели времени пробегания хоккеистами пятиметрового отрезка со старта без нагрузки и с нагрузкой

Амплуа Вес (кг) Без нагрузки Нагрузка F мах. тяги
5 кг 10 кг 15 кг 20 кг
Нападающие 72±2,89 1,18±0,02 1,32±0,02 1,53±0,03 1,58±0,09 1,71±0,04 49,45±2,67
Защитники 72±5,35 1,21±0,01 1,34±0,01 1,56±0,03 1,61±0,03 1,68±0,02 49,96±2,77
Команда 72±2,64 1,19±0,01 1,33±0,01 1,54±0,02 1,60±0,02 1,70±0,02 49,66±2,62

Данные свидетельствуют, что средние командные показатели максимума силы тяги находятся на относительно низком уровне и равны 49,66 кг (табл.1). Наблюдаются статистически значимые различия между показателями защитников и нападающих. У защитников этот показатель заметно выше, так же как и росто-весовые показатели. При рассмотрении индивидуальных значений этого показателя обнаружена его заметная вариативность внутри команды. Наряду с хоккеистами, имеющими относительно высокий максимум силы тяги (54,8 кг), есть и слабые (46,2).

Анализ показателей времени пробегания хоккеистами 5-метрового отрезка без сопротивления и с сопротивление, равным 5, 10, 15, 20 кг, свидетельствует, что с увеличением сопротивления время пробегания 5-метрового отрезка увеличивается, то есть стартовая скорость снижается (рис. 3). Из рисунка можно видеть, что данная зависимость не является строго линейной. Кривая скорости свидетельствует, что юные хоккеисты очень чувствительны к отягощениям, что при подключении относительно небольшого отягощения (5 кг) скорость значительно снижается. При отягощении, равном 10 кг, темп падения скорости уменьшается, а затем при отягощении, равном 15 и 20 кг, спад кривой скорости снова становится более резким. Можно полагать, что уменьшение спада и небольшой перелом скорости, наблюдаемой при отягощении, равном 10 кг (что составляет 20% от максимума силы тяги), и является оптимальной величиной сопротивления при развитии специальных скоростно-силовых качеств юных хоккеистов 15-16-летнего возраста.

Рис.3 Динамика стартовой скорости хоккеистов в зависимости от величины сопротивления

Педагогические наблюдения за техникой бега хоккеистов при выполнении тестовых заданий и анализ киносъемки свидетельствуют о том, что величина сопротивления в пределах 10 кг не оказывает негативного влияния на технику бега.

Вместе с тем при повышении величины сопротивления более 15 кг негативные изменения в технике наблюдаются. Они проявляются в скованности движений, чрезмерном наклоне туловища вперед, недостаточном выпрямлении толчковой ноги в коленном суставе, в толчковом движении и др.

Для полного представления о сущности упражнений, выполняемых на тренажере с разным сопротивлением, изучалась их взаимосвязь (табл. 2).

Таблица 2

Взаимосвязь показателей времени пробегания пятиметрового отрезка при различных величинах нагрузки

Показатели 1 2 3 4 5 6 7
1. Вес спортсмена (кг)              
2. t (с) без нагр. 0,094            
3. t (с) нагр. 5 кг 0,118 0,756          
4. t (с) нагр. 10 кг 0,165 0,816 0,892        
5. t (с) нагр. 15 кг 0,082 0,453 0,897 0,988      
6. t (с) нагр. 20 кг 0,056 0,637 0,786 0,784 0,844    
7. F макс. тяги 0,589 0,399 0,455 0,441 0,557 0,738         

Из таблицы явствует, что результаты всех упражнений не зависят от веса спортсмена. Вместе с тем максимум силовой тяги умеренно связан с весом спортсмена и с результатом упражнений с различной величиной сопротивления, причем теснота связи имеет тенденцию к повышению в упражнениях с большим сопротивлением, что можно объяснить снижением влияния фактора техники и увеличением фактора силы при больших сопротивлениях.

Результаты пробегания 5-метрового отрезка с различной величиной сопротивления (5, 10, 15, 20 кг) довольно тесно взаимосвязаны, однако наиболее тесная связь (r = от 0,892 до 0,988) наблюдается в упражнениях с сопротивлением 10 и 15 кг, что, по-видимому, свидетельствует об идентичности и оптимальности результатов этих величин сопротивления.

Таким образом, результаты предварительного исследования позволяют полагать, что за оптимальную величину преодолеваемого сопротивления в стартовом беге хоккеистов на коньках с целью развития специальных скоростно-силовых качеств юных хоккеистов можно принять отягощение, равное 10 кг, в среднем 20% от максимума силы тяги.

Для определения эффективности упражнений с использованием тренажерного устройства при сопротивлении, равном 20% от F макс., нами проводился преобразующий сравнительный эксперимент. Его задача не ограничивалась проверкой эффективности конкретных упражнений. Эксперимент также предусматривал оценку тренирующего эффекта специфических режимов работы мышц по совершенствованию специальной скоростно-силовой подготовленности хоккеистов, являющихся одними из основных критериев подбора тренировочных средств и методов.

Педагогический эксперимент проводился на специально-подготовительном этапе с 3 августа 1991 г. по 28 сентября 1991 г. В качестве испытуемых привлекались 16 юных хоккеистов 15-16 лет ДЮСШ "Спартак" (Москва). Испытуемые были распределены на две группы, экспериментальную и контрольную, по 8 человек в каждой. По возрасту, специальной подготовленности, скоростно-силовым и силовым показателям между ними не было статистически значимых различий.

Тренировочный процесс как в экспериментальной, так и в контрольной группе осуществлялся согласно общему плану, в котором уделялось должное внимание специальной силовой и скоростно-силовой подготовке. Общий объем тренировочных нагрузок в группах был одинаков. Группы в недельном цикле проводили четыре тренировочных занятия, в которых решалась задача силовой и скоростно-силовой подготовки параллельно с задачами технической, тактической и специальной физической подготовки. Всего было проведено 28 тренировочных занятий.

Тренировочные программы групп отличались лишь средствами и методами. В контрольной группе применялись традиционные средства и методы: упражнения с поясными эспандерами, покрышками от колес автомобиля, проводимые с использованием стандартно-повторного метода. В экспериментальной группе занятия по специальной скоростно-силовой подготовке проводились преимущественно с использованием тренажерного устройства. Испытуемые выполняли бег со старта 5 м на максимальной скорости с преодолением сопротивления, задаваемого тренажером, равным 20% от F макс. Упражнение выполнялось серийно с использованием повторного и кругового методов.

При повторном методе в одном подходе (серии) выполнялось 7-10 упражнений до заметного падения скорости. Пауза отдыха между повторениями равнялась 30 сек. Всего проводилось 3-4 серии с интервалом отдыха между ними 3-4 мин. После пробега на 5-метровом отрезке хоккеист возвращался в исходное положение, используя бег спиной вперед. Это упражнение выполнялось без ведения шайбы и с ведением. Кроме того, один раз в неделю опытные упражнения проводились в составе круговой тренировки, которая включала в себя следующие шесть станций:

1) экспериментальное упражнение на новом тренажере;

2) ведение утяжеленной шайбы;

3) экспериментальное упражнение на тренажере с моделированием зацепов и задержек;

4) броски утяжеленной шайбы;

5) экспериментальное упражнение на новом тренажере с ведением шайбы;

6) ведение с завершающими бросками шайбы в ворота.

В этом случае несколько изменялся режим выполнения экспериментального упражнения. На станции выполнялась одна серия из пяти повторений. Интервал отдыха между повторениями сокращался до 15 сек. Всего за тренировку испытуемые проходили три круга.

Сочетание экспериментальных с другими упражнениями (особенно с ведением, бросками шайбы), а также изменение режимов их выполнения в круговой тренировке повышает адекватность их структуры соревновательной деятельности, интерес и эмоциональную настроенность занимающихся.

За критерий оценки эффективности экспериментальных упражнений, выполняемых на новом тренажере, принимались результаты лабораторного тестирования силовой и скоростно-силовой подготовленности, а также время пробегания 5-метрового отрезка на коньках без сопротивления и с сопротивлением, равным 20% от максимума силовой тяги.

Таблица 3

Динамика показателей силовой и скоростно-силовой подготовленности экспериментальной и контрольной групп

Команды Показатели
F изом мах F изом отн F дин мах F дин отн t (сек) J ус.ед. N кгм/сек
Экспериментальная Н 157±23,7 2,23±0,31 113±14 1,59±0,12 107±4 411±94 51,8±9,2
К 161±21,3 2,27±0,31 118±14 1,63±0,17 104±5,3 434±109 54,4±7,6
t - критерий 1,964 2,034 2,456 2,339 2,964 2,873 2,943
d -разность 4 0,04 5 0,04 3,2 23 2,6
Контрольная Н 155±19,3 2,21±0,23 111±13 1,60±0,13 108±4 421±104 50,7±8,3
К 158±19,7 2,24±0,27 114±15 1,65±0,18 106±5,3 435±109 52,5±7,1
t - критерий 1,537 2,016 2,111 2,735 2,019 1,917 2,114
d -разность 3 0,03 3 0,05 2,3 14 1,8

В табл.3 приведены данные лабораторного тестирования скоростно-силовой подготовленности до и после эксперимента. Данные свидетельствуют, что за экспериментальный период произошли небольшие сдвиги как в силовых, так и в скоростно-силовых показателях в обеих группах. Вместе с тем обращает на себя внимание факт некоторого превышения и статистически значимого прироста скоростно-силовых показателей (F дин. J, t) в опытной группе в сравнении с контрольной, что, по-видимому, явилось следствием реализации экспериментальной тренировочной программы с использованием упражнений на тренажере.

Для более объективного представления о действенности экспериментальной тренировочной программы нами проводилось контрольное тестирование специальной скоростной и скоростно-силовой подготовленности хоккеистов (табл.4) до и после эксперимента.

Таблица 4

Динамика показателей времени пробегания хоккеистами пятиметрового отрезка со старта без нагрузки и с нагрузкой до и после эксперимента

Время тестирования Время пробегания теста t (сек)
Без нагрузки Нагрузка 10 кг
Контрольная группа Н 1,20±0,03 1,55±0,08
К 1,19±0,03 1,54±0,07
d -разность 0,01 0,01
t - критерий 1,739 1,835
Экспериментальная группа Н 1,19±0,01 1,54±0,05
К 1,17±0,03 1,51±0,09
d -разность 0,02 0,03
t - критерий 2,750 3,071

Данные свидетельствуют, что в опытной группе произошли статистически значимые положительные сдвиги в показателях времени пробегания 5-метрового отрезка как без нагрузки, так и с нагрузкой, равной 20% от максимума силовой тяги (соответственно 0,02 и 0,03 при Р < 0,05). В контрольной группе также имеют место положительные сдвиги, однако они в 2-3 раза меньше и статистически недостоверны (P > 0,05). Несомненно, прирост специальных скоростно-силовых показателей обусловлен реализацией экспериментальной тренировочной программы, главным содержанием которой явились упражнения на новом тренажерном устройстве.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Существенный эффект в повышении уровня специальных скоростно-силовых качеств дает применение в тренировочном процессе упражнений в пробегании 5-метровых отрезков с сопротивлением 20% от максимума силовой тяги, задаваемого специальным тренажерным устройством.

2. В отличие от ранее используемых эффективность нового тренажера обуславливается следующими положениями:

- тренажер позволяет строго дозировать величину сопротивления;

- он дает возможность эффективно воздействовать на специальные скоростно-силовые качества хоккеиста в структуре соревновательного упражнения в изокинетическом режиме;

- тренажер позволяет моделировать различные варианты тренировочных упражнений и режимов их выполнения, в том числе "зацепы" и "задержки", что особо важно в современном хоккее;

- упражнения на тренажере не оказывают негативного влияния на технику бега на коньках при сопротивлении, равном 20-30%, от максимума.

3. Тренажер можно успешно использовать отдельно, в виде стандартно-повторного упражнения, а также в комплексе с другими упражнениями в форме круговой тренировки.

4. Упражнения на тренажерном устройстве могут с успехом использоваться на различных этапах годичного цикла, в том числе и на общеподготовительном в безледовых условиях. Однако в наибольшем объеме его целесообразно использовать в первой половине специально-подготовительного этапа.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Савин, В.П. Методические подходы к повышению специальной скоростно-силовой подготовленности юных хоккеистов / Савин В.П., Лукшин С.Н. // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. - М., 1993. - С. 194-203.