ТЕХНОЛОГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВАРИАТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ СПОРТСМЕНОВ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА

ТЕХНОЛОГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВАРИАТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ СПОРТСМЕНОВ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА

Усков В.А., МГПУ, г. Москва.

В развитие выдвинутых И.П. Ратовым (1972-1976) теоретических положений "Искусственной управляющей среды" нами разработана технология совершенствования вариативных двигательных действий в игровых видах спорта.

Объект исследования - спортивная игровая деятельность, включающая средства и методы ведения игрового процесса.

Предмет исследования - теория и технология формирования и совершенствования оптимальных двигательных, игровых навыков, позволяющих спортсменам выйти на более высокий уровень эффективной деятельности.

Цель исследования - совершенствование теории и технологии принципиально новых подходов к разработке систем тренажерных устройств и методических приемов регуляции деятельностью для формирования навыков у спортсменов в игровых видах спорта.

Рабочая гипотеза.

Изучение условий и механизмов деятельности спортсменов в игровом процессе и выявление методических приемов ее регуляции позволит разработать технологию эффективного совершенствования игровых двигательных навыков.

Задачи исследования. Исследования провели по трем направлениям.

Задачи первого направления заключались в исследовании деятельности спортсменов в игровом процессе и закономерностей регуляции деятельности.

Задачи второго направления - это обоснование разработки нетрадиционных подходов тренажерных устройств для формирования и совершенствования игровых двигательных навыков спортсменов в игровых видах спорта.

Задачи третьего направления - педагогические аспекты формирования и регуляции двигательных навыков на основе разработанных подходов и систем использования диспозитивных тренажеров.

Методы исследования: мета-анализ данных литературы, экспертная оценка, педагогические наблюдения, рефлексометрия, хронометрия, степэргометрия, динамография, киновидеография, физическое моделирование, математическое моделирование, электромиография, педагогические эксперименты, методы математической статистики.

Нами разработанные диспозитивные тренажеры позволяют управлять содержанием моделируемых игровых ситуаций, направлением траектории полета мячей, временем предъявления задач, скоростью полета мячей, ритмом и темпом выполнения игровых действий.

Получение информации о выполнении игровых приемов усиливает обратную связь ученик - учитель. Результаты выполненных приемов позволяют точнее прогнозировать процесс обучения игровым приемам.

Алгоритм обучения представлен в таблице 1.

Все разработанные нами технические средства можно разделить на несколько групп: "ограничители", "конструкторы", "интенсификаторы" и "оптимизаторы" (терминология М.М. Богена, 1981; С.С. Добровольского, 1995).

Таблица № 1

Алгоритм программированного обучения в игровых видах спорта: баскетболе, волейболе и футболе

п/п Содержание моделируемых игровых задач Режимы тренировки на тренажерах Дозы (шаги) моделируемых игровых задач в волейболе и футболе Действия спортсмена Действия преподавателя, с помощью которых он осуществляет учебный процесс
1 В волейболе -прием мяча с подачи "А", "Б", "В", "Г", "Д" Игровые ситуации предъявляются в течение 1 секунды с дискретностью 0,1 с до вылета мяча из катапульты Необходимо проследить за траекторией подачи, передачи мяча Сообщение сведений обучаемым о законах формирования умений и навыков психомоторной деятельности
2 В волейболе - 2-я передача мяча А","Б","В", "Г" Игровые ситуации предъявляются в течение 0,5 секунды с дискретностью 0,1 с после вылета мяча из катапульты Собрать информацию о количестве элементов содержания моделируемых игровых задач в каждой из б зон площадки 2,3 и 4 адекватных зонах 4,3-2 Рассказ о роли сознания в формировании умений и навыков Показ техники выполнения игрового действия
3 В волейболе -нападающий удар А","Б", "В", "Г" Игровые ситуации предъявляются в течение 0,5 -1 секунды с дискретностью 0,1 с после вылета мяча из катапульты Выбирать направление передачи мяча вперед, над собой или проход к баскетбольному щиту и т д Ознакомление обучаемых с техникой безопасности выполнения упражнений на тренажере
4 В волейболе - блок "А", "Б", "В", "Г ,"Д' Игровые ситуации предъявляются в течение 0,1 -1 секунды с дискретностью 0.1 с до вылета мяча из катапульты, а направление передачи измеряется в секторе 60° с дискретностью 6° разброса по программе Выполнить игровое действие

Необходимо проводить коррекцию точности выполнения игрового действия сразу после его реализации

Сообщение сведений влияющих на эффективность формирования умений и навыков игровых действий Рассказ о программе и алгоритме обучения игровым приемам
5 В футболе -удар в створ футбольных ворот Число сочетаний из п элементов по К равно

               n!   
Ckn = -------- !
           k!(n-k)

"А", "Б", "В", Т", "Д" Игровые ситуации предъявляются в течение 0,1-1 секунды с дискретностью 0,1 с до вылета мяча из катапульты, а направление передачи измеряется в секторе 60° с дискретностью 6° разброса по системе случайных чисел Кисть руки и стопу ноги оставить напряженными в течении 2-3 с после выполнения игрового действия Организация контроля за процессом «пошагового» обучения занимающихся Планирование и ориентация процесса обучения и соревнования игровых действии Проведение тестирования психофизических качеств обучаем Коррекция индивидуальных тренировочных планов обучаемых Определение прироста качества точности решения игровых задач и выполнения игровых действий

К первой группе "ограничители" относятся технические средства, которые при выполнении игровых действий уменьшают пространство расположения элементов содержания задач и тем самым увеличивают доступность их восприятия по времени, повышают адекватность формирования когнитивной программы и своевременность приятия и реализации решения, а также уменьшают "двигательную избыточность", влияющую на эффективность совершенствования точности выполнения игровых действий.

Ко второй группе "конструкторов" следует отнести средства, которые позволяют своевременно и точно формировать образы пространственно-временных условий выполнения игровых действий и синхронизировать биомеханическую структуру движения ног и рук в процессе выполнения игровых действий, физиологическими механизмами воздействием которых является увеличение времени обратной связи и формирования "доминанты".

Суть моделирования, которое предпринято в нашем исследовании, и заключается как раз в том, что спортсмен не просто видит, "чувствует" определенный набор признаков моделируемой игровой ситуации, а на основе панорамного восприятия объединяет эти признаки в некую структуру и путем схематизации обозначает такую структуру как модель, причем стимулирующую выполнение конкретных игровых действий в реальном масштабе времени (в отличии от предъявляемых ситуаций, которые иногда могут отличаться от прототипа по временным характеристикам, но спортсмен неосознанно пренебрегает).

Третий уровень когнитивных процессов - вербально-логический. В отличие от первых двух уровней, являющихся образным отражением, этот уровень понятийного отражения, речемыслительный.

В определенном отношении образная и понятийная формы психического отражения противоположны, как противоположны чувственное и рациональной мышление. Однако образ, регулирующий, регулирующий сознательную целенаправленную деятельность, включает все три уровня психического отражения. Для эффективной регуляции деятельности, для адекватного решения поставленных задач в каждом конкретном случае недостаточно только чувственных данных. Необходимо раскрыть смысл и значение этих данных, выявить существенное, закономерное. Образ, отражающий только то, что в данный момент непосредственно воздействует на органы чувств, не может обеспечить эффективную регуляцию деятельности.

В процессе эксперимента мы создавали условия для формирования образа конкретной игровой ситуации, который стимулировал регуляцию сознательной целенаправленной деятельности - решению оперативных (тактических, с позиций теории и методики спортивной тренировки) задач.

С точки зрения требований деятельности образ становится регуляторным только тогда, когда его "чувственная ткань" (А.Н. Леонтьеву, 1975год) объединится со значением, когда чувственное и рациональное образуют сплав. Поэтому обучение какому-либо виду деятельности необходимо определенная мера сочетания методов, формирующих как сенсорно-перцептивные, так и логические компоненты образа, его "чувственную ткань" и семантику.

Дополнительно, для того чтобы разработанный нами метод моделирования отвечал. Мы применили следующие методические приемы:

- формировали у испытуемых установку на безусловное эффективное (по параметрам быстроты и точности) решение всех оперативных задач, которые возникнут в ходе эксперимента;

- формулировали точные и адекватные инструкции на каждую игровую задачу, чтобы интеллектуальные операции и моторные действия максимально соответствовали "идеальному", то есть заданному изначально по условию задачи решению;

- структурировали элементы игровой задачи таким образом, чтобы в своем единстве они действительно моделировали конкретную игровую ситуацию, типичную для данного вида спорта, то есть достаточно распространенную;

- предъявляли моделируемые ситуации по принципу "от простого к сложному" для облегчения процесса привыкания, приспособления к условиям специфической когнитивно-психомоторной деятельности;

- ставили перед испытуемыми условия обязательного решения всех задач, так как только в этом случае они могли воспринимать модель как близкую к реальной игровой ситуации; допускалось невыполнение задания в самых сложных ситуациях- это оценивалось, совместно с испытуемым, как проигрыш заведомо более сильному ("идеальному") сопернику;

- сообщали испытуемым результаты их действий, что позволяло, по принципу обратной связи, уточнять образ игровой ситуации и корригировать способы решения оперативных задач, как сенсорно-перцептивным, так и по когнитивным компонентам.

К третьей группе "интенсификаторы" относятся технические средства, с помощью которых сформированы условия для повышения качества правильности решения игровых тактических задач, точности выполнения игровых действий, развития силы и ловкости в процессе выполнения игровых действий путем использования вариационных программ моделируемых игровых ситуаций, изменения траектории полета, подач в секторе от 0 до 60° с дискретностью 6°, информационных и методических стимуляций психического состояния спортсменов.

К четвертой группе "оптимизаторы" относятся технические средства, методические приемы и "искусственные условия", которые помогают спортсмену оптимально проявить индивидуальные игровые способности при совершенствовании вариативных двигательных навыков, правильно решать игровые тактические задачи, своевременно и точно выполнять передачи, броски, удары. Индивидуализация тренировки на тренажерах в режимах АГ достигается с учетом уровня подготовленности спортсменов и оценки выполнения упражнений под влиянием нижеследующих воздействий:

- времени предъявления моделируемых игровых ситуаций в течение 2 секунд с дискретностью 0,1 с;

- стандартизации условий выполнения игрового действия;

- изменения направления траектории полета мяча в секторе от 0 до 60° с дискретностью 6 ° по программе и системе случайных чисел.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Усков, В.А. Технология совершенствования вариативных двигательных действий спортсменов в игровых видах спорта // Моделирование спортив. деятельности в искусственно созд. среде (стенды, тренажеры, имитаторы) : (материалы конф.). - М., 1999. - С. 119-125.