ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНИКИ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНИКИ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ
(на примере хоккея на траве)

В.Н.Селуянов, С.К.Сарсания, Р.П.Чейкаускас

Спортивно-техническая подготовка это обучение технике движений, служащих средством ведения спортивной борьбы или средством тренировки, и доведение их до необходимой степени совершенства (Матвеев, 1976). В учебнике биомеханики предлагается (Зациорский, 1979) изучать то, что умеет делать спортсмен и как владеет освоенными действиями. В первую группу показателей входят: объем, разносторонность, рациональность технических действий, которые умеет выполнять спортсмен; во вторую - эффективность и освоенность выполнения.

Объем технических действий определяется числом технических действий, которые умеет выполнять или выполняет спортсмен. Различают общий и соревновательный объем технической подготовленности. В хоккее на траве соревновательную деятельность изучали специалисты, работавшие в КНГ (Сарсания с с., 1981-1990). Сейчас принято различать: ведение, дриблинг, обводку, передачу, удар, прием мяча, перехват, отбор мяча. За игру хоккеистки и хоккеисты одной команды выполняют 600 - 800 технических действий (Сарсания с с., 1990).

Разносторонность характеризуется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен или применяет на соревнованиях. В хоккее на траве обычно регистрируют командные действия, например, хоккеистки высшей лиги преимущественно используют: приемы 192±25, толчки 182±33, перехваты 116±16. Обилие в игре простых технических и минимальный объем относительно сложных технических действий, например обводки 72±12, свидетельствует о недостаточной технической подготовленности игроков. В подтверждение этой мысли можно привести данные команды ФРГ, которая имела 88±21 обводок.

Рациональность технических действий определяется возможностью достичь на их основе высших спортивных результатов. Рациональность техники - это характеристика не спортсмена, а способа выполнения движения, используемой разновидности техники. В хоккее на траве еще не сделано ни одного научного исследования, посвященного изучению технических приемов, за исключением работы Чхаидзе (1989). Наиболее актуальными сейчас являются исследования, в которых должны изучаться технические действия при выполнении пенальти и штрафного углового.

Эффективностью владения спортивной техникой называется степень близости ее к наиболее рациональному варианту. Различают три группы показателей эффективности: абсолютную, сравнительную и реализационную.

Абсолютная эффективность характеризует близость данной техники к образцу. В связи с тем, что пока параметры идеальной техники не известны, в хоккее на траве трудно что-либо сказать об абсолютной эффективности технических действий.

Сравнительная эффективность техники - это степень различия выполнения приемов спортсменами высшей квалификации при сравнении с действиями спортсменов низкой квалификации. В работе Чатиняна (1990) разработаны тесты технической подготовленности хоккеисток. Было показано, что мастера спорта в сравнении со спортсменами 1 разряда имеют более высокую точность выполнения ударов по воротам (17 против 12 очков), большую дальность броска (19,1 против 16,6 при равной силе мышц рук), более быстрое ведение мяча с обводкой 6 стоек на расстояние 20 м (6,71 с против 8,54 с).

Реализационная эффективность техники является показателем позволяющим продемонстрировать в чистом виде вклад техники в достижение спортивного результата или в результат теста. При выполнении выше описанных тестов технической подготовленности в точность оценки вмешивается уровень физической подготовленности. Для выделения в чистом виде было предложено (Зациорский с с, 1979) использовать метод регрессионных остатков, то есть измерять величину отклонения достижения в комбинированном тесте данного испытуемого от средней величины по группе при заданном достижении в тесте по физической подготовке. Например: обегание стоек увеличивает время теста, но в то же время бег по прямой выполнить легче, не надо использовать умение обегать стойки. Следовательно, технику обегания стоек должен характеризовать угол наклона линии, проведенной из начала системы координат в точку, представляющую данные тестирования спортсмена (по одной оси координат - время теста бега на 15 м, по другой - время бега с обеганием 6 стоек на 20 м).

Освоенность техники характеризуется стабильностью, сохранением во времени, автоматизированностью двигательного навыка. Эта проблема в хоккее на траве еще не нашла своего исследователя.

Таким образом, рассмотрение техники хоккея на траве показало, что существуют значительные пробелы в исследовании техники выполнения основных технических действий хоккеистками. Наиболее актуальной задачей является изучение биомеханики основных технических действий, определение рациональных вариантов техники, описание механизмов реализации приемов. На базе этого материала могут быть разработаны научно обоснованные варианты технической подготовки хоккеисток. Разработка предмета обучения является базой для педагогических исследований, однако практически во всех видах спорта не ведется биомеханический анализ техники. Исключением являются удары в футболе (Чхаидзе, 1970; Бартониец, 1975) и броски в баскетболе (Голомазов, 1974; Чикалов, 1982; Андреев, 1989).

Наиболее распространенным подходом в анализе техники является системно-структурный подход развиваемый Д.Д.Донским. Суть его сводится к тому, что деятельность спортсмена представляется в виде множества движений. Предполагается, что каждое движение целесообразно и объединяется в системы движений. Этими системами спортсмен управляет в соответствии с самой целью, реальными условиями действия и своими возможностями. Основным недостатком этого подхода является отрыв от объективной реальности - спортсмена. Донской принимает во внимание только само движение, отрывает его от спортсмена. Это приводит к формальному анализу показателей, полученных при выполнении движения. Содержательная сторона движения, смысл в таких исследованиях исчезает. Поясним высказывания на примере. Предположим спортсмену необходимо прагнуть вверх, тогда он должен присесть, а затем разогнуть ноги и выпрыгнуть. С позиции Донского человек управляет движением, однако когда человек стоит на месте перед прыжком никаких движений нет, объективно существует только сам человек - с мышцами, скелетом, ЦНС и др.. Очевидно, что управляет человек не движением, а мышцами, которые приводят в движение скелет, следовательно для понимания результата движения необходимо проследить всю цепочку явлений в модели тела человека. От прихода импульсов из ЦНС к мышцам, объяснить почему одни мышцы более активны и функционируют долго, а другие мышцы работают иначе. Идея изучения техники с подробным анализом механизмов реализации двигательного действия впервые была реализована при изучении прыжка в длину (Селуянов, Шалманов, 1983). Необходимо распространить этот подход и на анализ техники в спортивных играх, только в этом случае решится проблема ориентировочной основы деятельности - появится предмет обучения.

Основным технико-тактическим средством ведения игры являются передачи. Точность передач во многом определяет эффективность игровых действий. Поэтому многие исследоватили изучали проблему точности в спортивных играх. В настоящее врея выделено несколько проблем: скорость - точность, точность со зрительным и без зрительного контроля, дистанция - точность и др.

Изучение проблемы "скорость - точность" показало, что существует отрицательная взаимосвязь между этими явлениями. Эта эмпирическая закономерность была получена как в лабораторных условиях, так и при выполнении естественных для спортивной игры действий. При более подробном анализе оказалось, что эта зависимость имеет криволинейный характер. Примером таких исследований является изучение Смирновым (1975) точности удара по воротам. Было показано, что на точность ударов футболистов влияют сила удара (скорость полета мяча) и место постановки опорной ноги. В хоккее с шайбой изучали влияние силы хвата ведущей руки на скорость и точность бросков хоккеистов. Было показано, что сила хвата ведущей руки имеет очень низкую корреляцию со скоростью и точностью бросков и ударов (Alexander e.a., 1963).

Большое количество исследований выполнено в баскетболе по изучению расстояния на дальность бросков. Точность бросков падает по мере увеличения расстояния, эта зависимость имеет гиперболический характер (Голомазов, 1969, 1979). Аналогичные результаты были получены в футболе (Бабуджян, 1978), причем удары, выполненные с места более точные (69%), чем удары в прыжке (46%). В баскетболе результативность бросков в прыжке ниже (Голомазов, 1969).

В хоккее на траве только Чатинян (1986) провел исследования точности выполнения ударов и передач. Точность технических действий оценивалась по отклонению места попадания от центра мишени. Заметим, что в хоккее мяч после удара или передачи не может подниматься выше колена, то мяч в тесте посылался по площадке. В результате исследования было показано, что надежность теста на определение точности оказалась высокой R=0,89 - 0,93, как и его объективность R = 0,89. При выявлении диагностической информативности было проведено сравнение меткости у спортсменов разной спортивной квалификации По систематическому отклонению различия небыло обнаружено, а по стандартному отклонению от центра мишени лучший результат был у хоккеисток высшей квалификации. По результатам тестирования команды в ходе тренировки было показано, что тест на точность обладает и прогностической информативностью, то есть способность спортмена поддается тренировочным воздействиям и со временем показатели точности улучшаются.

В результате метрологического исследования была показана эквивалентность тестов, выполненных с расстояния 4, 7 или 15м.

Полученные результаты, свидетельствуют об ухудшении точности передач в усложненных условиях. Эти данные согласуются с представлениями Голомазова (1979), наиболее точно действие выполняется в привычных условиях, нельзя иметь одну прграмму в сознании на все случаи жизни.

Относительная точность (отношение среднего квадратического отклонения к дистанции передачи) с увеличением расстояния улучшается. Причем показатели точности значительно варьировали в зависимости от этапа подготовки - в соревновательном периоде показатели были выше, чем в подготовительном.

Из представленного анализа видно, что изучение техники точностных действий выполняется по методологии "черного ящика", то есть игрок помещается в заданные условия, дается задание и затем изучается выходная характеристика, например, точность. Такого рода исследования не позволяют понять причины обнаруженных эмпирических закономерностей, для достижения этой цели необходимо проводить более глубокий анализ, на другом методологическом основании - программно-целевом подходе, с помощью которого раскрываются механизмы управления мышцами при выполнении целевого задания.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Селуянов, В.Н. Исследование техники в спортивных играх (на примере хоккея на траве) / Селуянов В.Н., Сарсания С.К., Чейкаускас Р.П. // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. - М., 1993. - С. 203-206.