КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ТИПА МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОНСТИТУЦИИ

КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ТИПА МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОНСТИТУЦИИ

Зайцева В.В., Институт возрастной физиологии РАО, Москва

Две тенденции в развитии социальной сферы тесно переплелись на рубеже тысячелетия: повышение интереса к своему здоровью и тотальная информатизация. Не случайно именно оздоровительные технологии и информационные системы - наиболее динамично развивающиеся сегодня в мире отрасли, вложения в которые, по оценкам экспертов, наиболее эффективны. Соединившись, эти две тенденции породили модную индустрию компьютеризованных тренажеров, специализированных спортивно-оздоровительных клубов, шейпинг-центров и т.п. Начавшись в США еще в 80-е годы, это движение стало популярным в России. Однако, мода и популярность не обязательно способствуют здоровью, поскольку ни в коей мере не учитывают врожденных природных особенностей человека.

Забота о здоровье диктует пересмотр традиционных подходов в физическом воспитании в пользу перехода от среднестатистических нормативов к учету индивидуальных, в том числе наследственных свойств организма. На самом деле норма множественна. Разрабатываемый нами конституциональный подход и его математические модели базируются на экспериментально доказанном представлении о том, что каждый человек представляет собой единство формы и функции, причем морфо-функциональная индивидуальность достаточно выражена уже в возрасте 6-7 лет. Доказано, что для учета типа конституции в целях индивидуализации физического воспитания достаточным является разбиение популяции на 3 категории, в пределах каждой из которых статистическое распределение основных характеристик психофизического статуса подчиняется закону Гаусса. Это делает разрешенной процедуру применения параметрических методов, традиционно (хотя и не всегда законно) используемую в качестве основания нормы в гигиене, медицине, физическом воспитании.

Модель идентификации типа конституции включает четыре морфологических показателя, легко измеряемых в практических условиях: длину тела, массу тела, окружности грудной клетки и талии. Для каждой из типологических категорий методом сигмальных отклонений определены поло-возрастные шкалы и нормативы в шести основных тестах, математико-статистическими методами выбранных в качестве наиболее информативных характеристик двигательной подготовленности. Анализ физического и двигательного развития с помощью математических моделей оказывается достаточно сложным и громоздким, поэтому справиться с ним может только современный компьютер. Система статистических моделей, объединенных в компьютерную экспертную систему "Валеология школьника" (автоматизированное рабочее место школьного учителя физкультуры), определяет характеристики физического развития: конституциональную принадлежность индивидуума, темп его физического развития, гармоничность физического развития, а также ряд показателей двигательных возможностей. В их числе: уровень достигнутых результатов - качественная оценка результатов всего комплекса двигательных тестов по сравнению с конституциональной нормой; итоговая оценка - вычисленная по специальному алгоритму интегральная оценка, которая учитывает результаты двигательных тестов, тип конституции, а также динамику результатов по сравнению с предыдущим тестированием; гармоничность двигательной подготовленности - оценка степени сбалансированности адаптивных процессов, которые происходят в организме под воздействием тренировок на фоне учебной нагрузки и естественных процессов роста и развития; двигательный возраст - интегральный показатель моторного развития, позволяющий оценить относительную скорость, с которой развивается двигательная сфера ученика, по сравнению с типичной для его возраста и пола нормой; энергетический профиль - характеристика возможностей аэробных и анаэробных энергетических систем, от которых зависит проявление большинства двигательных качеств; двигательный (энергетический) потенциал - оценка общей работоспособности организма.

На основе нескольких простейших соматометрических и двигательных тестов пользователь экспертной системы - учитель физкультуры - получает подробное заключение об индивидуальных характеристиках развития ребенка, включающее не только оценку уровня и темпов физического и двигательного развития, но и его прогноз и рекомендации физкультурно-оздоровительного характера. Автоматическое разбиение на конституциональные типологические группы позволяет учителю проводить занятия по предлагаемой программе с учетом природных конституциональных свойств детей. Как показывает практический опыт, изменение содержания и форм физического воспитания, ориентирование его на индивидуально-типологический подход на основе использования современных научно-обоснованных методов и информационных технологий позволяет заинтересовать учащихся в своем здоровье и его укреплении средствами физических упражнений, существенно повысить их физическую подготовленность, снизить заболеваемость.

Использование экспертной системы, основанной на описанных статистических моделях и снабженной разветвленной базой данных, при проведении валеологического мониторинга, позволяет рассчитывать на положительные результаты:

1. Управленческие: информационно-аналитическое обеспечение управленческих решений на уровне отдельной школы, муниципального округа, Административного округа, города или региона; создание информационно-аналитической вертикали; совершенствование планирования мероприятий по охране и укреплению здоровья;

2. Медико-социальные: регулярное информирование всех заинтересованных лиц о состоянии здоровья детского населения; объективизация и стандартизация контроля за ростом и развитием детей и подростков; повышение уровня здоровья детского населения;

3. Педагогические: коренное совершенствование системы физического воспитания на основе принципов валеологии; обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию; повышение заинтересованности работников просвещения в укреплении здоровья учащихся; повышение квалификации работников просвещения и здравоохранения;

4. Социально-психологические: повышение социальной защищенности детского населения; стимулирование повышения внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Зайцева, В.В. Компьютерная модель индивидуального подхода в физическом воспитании на основе учета типа морфофункциональной конституции // Моделирование спортив. деятельности в искусственно созд. среде (стенды, тренажеры, имитаторы) : (материалы конф.). - М., 1999. - С. 162-165.