ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

Сонькин В.Д., Институт возрастной физиологии РАО, Москва

Современные представления биологии человека, теоретической медицины и психологии, теории и методики физического воспитания сходятся в том, что для оптимизации состояния человека необходим индивидуализированный подход. Поиск путей индивидуализации в физическом воспитании ведется давно, но преимущественно на основе персонификации методик подготовки, имеющих целью достижение среднестатистических половозрастных нормативов двигательной подготовленности. В то же время, различия между людьми разных типов конституции столь велики, что из-за них нередко наблюдаются существенные искажения статистики, когда вычисляется "средняя норма". Кроме того, среднестатистические показатели снижаются по мере ухудшения состояния здоровья и уровня физической готовности в связи с социальными, экономическими и экологическими проблемами.

Концепция индивидуального подхода, разрабатываемая авторами на протяжении ряда лет, базируется на учете природной разнокачественности морфофункциональных свойств людей. Обоснованием ее служит экспериментальное доказательство того факта, что представители разных типов конституции существенно отличаются не только по показателям физического развития, но и по целому ряду характеристик нейрофизического статуса, в том числе по двигательным возможностям. Эти различия обусловлены врожденными особенностями организма, попытка "исправить" которые (в том числе педагогическими методами) обречена на провал и может оказаться опасной для здоровья.

Общепринятые способы оценивания здоровья, двигательных возможностей и других показателей жизнедеятельности человека опираются на представление о "норме", сложившееся в XIX-XX вв. в результате широкомасштабных популяционных исследований и основанное на предположении, что все признаки объектов живой природы подчиняются статистическому закону нормального распределения (закону Гаусса). Границы нормы устанавливаются на основании расчета параметров нормального распределения статистически представительной популяционной выборки - сигмальных отклонений от среднего арифметического значения. Однако, такая стандартная шкала не учитывает врожденной разнокачественности людей в популяции. Ряд литературных данных и собственные наблюдения авторов послужили основой для сомнений в верности традиционных представлений о норме, разработанных 100-150 лет назад. Научная гипотеза состояла в предположении о множественности нормы, вызванном различиями в морфо-функциональной конституции лиц одного пола и возраста.

Проверка статистических гипотез современными методами (с применением критериев согласия 2 Пирсона и Колмогорова-Смирнова) не подтверждает нормального закона распределения многих морфологических показателей в представительной одновозрастной популяционной выборке. Более того, полимодальный характер гистограмм распределения указывает на смешение в ней представителей разных совокупностей. Математико-статистическая обработка (углубленный кластерный анализ) комплекса 23 антропометрических, психофизиологических и двигательных тестов молодых мужчин позволила четко разделить их на три группы, в которых конституция соответствует астено-торакальному (А), мышечному (М) и дигестивному (Д) телосложению (по классификации Штефко-Островского). Показано, что внутри указанных конституциональных групп типообразующие антропометрические показатели (индекс эктоморфии, соотношение обхватных и продольных размеров тела) подчиняются Гауссову закону распределения, что формально разрешает применение параметров нормального закона распределения в качестве характеристик нормы. Таким образом, представляется целесообразным и правомерным переход от среднестатистической популяционной нормы к множественной конституционально-типологической, при применении которой будут учтены индивидуальные врожденные морфо-функциональные особенности занимающихся

Среднестатистические популяционные требования оказываются в ряде случаев чрезмерными для представителей астено-торакальной и дигестивной конституции, чьи врожденные биомеханические и функциональные характеристики не позволяют первым развивать высокую силу и быстроту, а вторым - выносливость. В то же время, для учащихся мышечного телосложения среднепопуляционная норма оказывается, как правило, заниженной, не стимулируя их активное совершенствование. В таблице 1 в качестве примера приведены параметры нормы (М и ) некоторых двигательных тестов для типологических выборок молодых мужчин (студентов) астено-торакального (А), мышечного (М) и дигестивного (Д) телосложения с сравнении с их популяционной средней.

Таблица 1

Соотношение параметров нормы для типологических групп молодых мужчин

Двигательный тест

Х а р а к т е р и с т и к а в ы б о р к и

А (n=90)

М (n=72)

Д (n=63)

Общая (n=225)

М

М

М

М

Бег на 100 м, с

14.9

0.25

14.1

0.35

14.5

0.24

14.5

0.27

Бег на 1000 м, мин: с

4:12

0:17

3:28

0:20

4:42

0:14

4:03

0:17

Бег на 3000 м, мин: с

11:50

0:50

12:20

0:33

12:40

0:61

12:13

0:49

Отжимания за 30 с, раз

21.7

7.37

30.7

4.0

26.6

2.9

25.9

6.36

Подъем ног из положения лежа на спине, за 20 с, раз

7.21

1.44

10.2

1.0

8.37

1.1

8.48

1.1

Быстрота (падающая линейка), см

34.8

6.65

26.8

7.3

26.6

1.7

29.9

3.4

Прыжок вверх с/м., см

33.5

3.09

39.1

2.4

31.9

3.7

34.8

2.8

Для объективной оценки двигательных возможностей мы разработали типологические оценочные шкалы, одновременно служащие эффективным педагогическим, психологическим и социальным инструментом мотивации к физическому самосовершенствованию школьников и студентов.

Кроме того, выявление и учет конституционально-типологической принадлежности позволяет использовать типоспецифичные методики, что обеспечивает значительное повышение эффективности кондиционной физической тренировки.

В помощь педагогам разработаны практические методы реализации индивидуального подхода на основе компьютерных технологий, что позволяет автоматизировать процесс диагностики физического состояния и регламентации тренировочных нагрузок оздоровительной направленности, реализовать типологический подход как при индивидуальных, так и при групповых занятиях. Алгоритмы этих компьютерных программ построены с учетом достижений возрастной физиологии, антропологии, спортивной физиологии и медицины, теории и методики физического воспитания, а также включают некоторые идеи и приемы, разработанные в космической медицине для оценки и коррекции физического состояния космонавтов.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Сонькин, В.Д. Индивидуально-типологические подходы в физическом воспитании школьников и студентов // Моделирование спортив. деятельности в искусственно созд. среде (стенды, тренажеры, имитаторы) : (материалы конф.). - М., 1999. - С. 191-195.