ДИСПОЗИТИВНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

ДИСПОЗИТИВНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

Усков В.А., МГПУ, Москва

Диспозитивный тренажер программированного
обучения связующих игроков

Диспозитивные тренажеры для волейболистов разработаны в развитии концепции И.П.Ратова (1972, 1976) "искусственно - управляющая" среда, раскрывающая закономерности формирования двигательных действий спортсменов.

С целью обучения и дальнейшего совершенствования у связующих игроков антиципации направления движения блокирующих игроков из зоны №3 волейбольной площадки в зону №2 или №4, были разработаны программы тренировки на тренажере.

В режиме А, Б, В и Г моделируемое направление движения блокирующего игрока из зоны №3 задавалось с помощью одной из 2-ух электролампочек. Одна из двух электролампочек включалась по системе случайных чисел соответственно через 0,9; 1,0; 1,1 и 1,2 секунды после вылета мяча из катапульты, которая моделировала прием мяча с подачи для выполнения 2-ой передачи в зону №2 или №4.

При необходимости устройство позволяет моделировать более 20 тренировочных программ.

Диспозитивный тренажер программированного
обучения волейболистов блокированию.

С целью обучения и формирования навыка блокирования у волейболистов были разработаны программы тренировки на тренажере.

Аналогами задаваемых свойств тренировочных режимов на тренажере являются игровые тренировочные упражнения для волейболистов (Ю.Д. Железняк, 1967; 1989; 1991).

В режиме "А" нападающий удар моделировали с помощью автоматической катапульты под углом от 750 до 900 относительно волейбольной сетки в зоне №2 или №4.

В режиме "Б" нападающий удар моделировали с помощью автоматической под углом 450 относительно волейбольной сетки. Испытуемые выполняли блокирование из и.п., стоя левым или правым боком под углом 30-400 относительно волейбольной сетки.

В режиме "В" нападающий удар моделировали с помощью автоматической катапульты под углом 300 относительно волейбольной сетки. Испытуемые выполняли блокирование из и.п., стоя лицом к волейбольной сетке.

В режиме "Г" обучаемые находились лицом к волейбольной сетке. Нападающий удар моделировали с помощью автоматической катапульты под углом 450 относительно волейбольной сетки. Направление моделируемого нападающего удара осуществлялось в секторе 600 по программе с дискретностью изменения направления 60.

Диспозитивный тренажер позволяет моделировать более 25 игровых ситуаций.

Диспозитивный тренажер программированного
обучения волейболистов при приеме мяча с подачи.

С целью обучения и формирования навыка приема мяча у волейболистов были разработаны тренировочные режимы, конструируемые с помощью тренажера. Аналогом задаваемых свойств тренировочных режимов на тренажере являются тренировочные упражнения для волейболистов (Ю.Д. Железняк, 1967; 1989; 1991). В режиме "А" для совершенствования техники приема мяча подачу моделировали с помощью автоматической катапульты строго на обучаемого.

В режиме "Б" подачу мяча моделировали с помощью автоматической катапульты по программе в секторе 300 с дискретностью 60. В задачу испытуемого входило из и.п., стоя перед катапультой, последовательно перемещаться в направлении моделируемой подачи и выполнять передачу мяча в мишень.

В режиме "В" подачу мяча моделировали с помощью автоматической катапульты по программе в секторе 600 с дискретностью 60.

В режиме "Г" обучаемый находился перед катапультой. На него моделировали подачу мяча с помощью автоматической катапульты в секторе 600 по системе случайных чисел с дискретностью 60. Каждый очередной прием мяча обучаемый выполнял после перемещения из и.п., в котором он находился при выполнении предыдущей подачи мяча в мишень.

Точность передачи мяча оценивалась по методике R.N.Malina (1967) или теории вероятности.

Диспозитивный тренажер позволяет моделировать свыше 25 игровых ситуаций.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Усков, В.А. Диспозитивные тренажеры для волейболистов // Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы) : (материалы конф.). - М., 1999. - С. 209-211.