МОДЕЛИРОВАНИЕ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ

МОДЕЛИРОВАНИЕ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ

Шестаков М.П., Зубков В.М., РГАФК, Москва

Как показал анализ, тактика в спортивных играх наиболее динамичный и изменчивый компонент в клубных и сборных командах ведущих спортивных стран мира. За последние 25 лет тактика игры во всех командных играх менялась многократно [1]. Под определенный тактический рисунок игры тренерами подбираются состав игроков, проводится планирование специальной физической подготовки. Таким образом для тренера проблема выбора тактики игры становится весьма актуальным, а порой и ключевым вопросом.

Предположим, что вопрос о стратегическом направлении решен, найдена именно та игровая концепция под конкретных игроков команды, которая удовлетворяет тренера. Однако, возникают проблемы, связанные с непостоянством состава (травмы, переходы в другие клубы или команды, выбывание по возрасту и т.п.). Т.е., возникает необходимость учитывать, что общий рисунок игры команды должен быть независим от персонального состава игроков.

Проблемы другого характера - варьирование игры в зависимости от особенностей тактики, применяемой соперником, статуса турнира или особенностей турнирной борьбы и других факторов, которые влияют на ход конкретного матча. Другими словами, стиль игры команды должен быть оперативно гибким, управляемым.

Еще одна проблема для тренера состоит в том, что соперники и развитие самой спортивной игры не стоят на месте. Ищутся новые пути для достижения победы, меняются правила. Следовательно, тактический рисунок игры тоже должен изменяться, адаптироваться, но при этом сохранять наработанное прежде.

Это только малая доля того, что должен учитывать тренер! А что реально может предложить тренер по тактической подготовке спортсменам: 3-5 общих тактических схем; 15-20 любимых упражнений тактической направленности. Еще 30-40 упражнений, записанных в тетрадь, но она или очень далеко лежит, или упражнения кажутся какими-то очень старыми.

Предполагается, что эти проблемы могут быть решены с помощью новых компьютерных технологий.

На примере гандбола была разработана и внедрена в тренировочный процесс компьютерная программа "Handball ver. 4.1.", для моделирования процесса тактической подготовки в спортивных играх.

Работа программы базируется на разработанной теоретической основе технической и тактической подготовки спортсменов [2, 3].

Работа программы строится на уникальной базе упражнений тактической направленности, применяемых в гандболе. База насчитывает около 3000 единиц. Но это не просто набор упражнений. Научно и методически обоснованная классификация упражнений, в соответствии с целевыми задачами, позволяет тренеру из большого количества упражнений выбрать необходимое на данный момент. Но одно упражнение не решает всех проблем! Программа дает возможность создать (или использовать уже созданные) комплексы упражнений определенной направленности. А как узнать подходит выбранное упражнение к комплексу или нет?

В разделе "Статистика" имеется возможность увидеть как тренировался каждый из спортсменов, или группа (команда) игроков в целом. При этом учитывается в каком амплуа спортсмен тренировался в течение всей тренировки, или выполнял отдельное тренировочное задание (нападающий, защитник, вратарь). В этом разделе представлена информация по каждому занятию, суммарно за все дни последней недели (микроцикл), за месяц и за весь учебно-тренировочный год. Имеется возможность проводить сравнительную оценку выполненной тренировочной работы всех спортсменов команды. Следовательно, тренер может решать проблему выбора основного состава на текущий матч, после анализа соответствующих данных.

Отдельной процедурой тренер имеет возможность моделировать действия нападающих (защитников) против любого возможного варианта действия соперников, за счет выбора соответствующего набора упражнений. Это удобно, если, например, за день вы узнали об особенностях игры завтрашнего соперника. Просмотрев базу упражнений, вы можете найти комплекс, соответствующий игре соперников и предложить его игрокам на предигровой тренировке.

Для оценки и последующего анализа предлагаемых спортсменам тренировочной нагрузки, тренеру, при работе с программой, необходимо указывать объем (в минутах) и интенсивность (в % от максимально возможной) выполнения выбираемых упражнений.

Как показывает практический опыт работы с программой, тренеров вполне удовлетворяет набор той информации, которую предоставляет программа. Но в процессе работы выявилось следующее неудобство. На первых порах тренеру вполне достаточен набор тех упражнений, которые имеются в базовой версии программы. Но сколько тренеров, столько и упражнений. Каждому тренеру необходимо, чтобы в базе данных программы имелись упражнения, применяемые только в его команде. Учитывая, что программой в клубе пользуется несколько тренеров, нами было принято решение, что программа должна максимально адаптироваться к работе конкретной команды (клуба). Таким образом решилась задача, как связать между собой команды клуба разного возраста единой стратегической линии по выработке клубного стиля игры - от новичков до мастеров. Т.е. программа учитывает или, другими словами, моделирует процесс многолетней подготовки команд и спортсменов, она удобна как для работы с детьми, так и с взрослыми, квалифицированными игроками.

Литература.

1. Шестаков М.П., Шестаков И.Г. Тактическая подготовка гандболистов. - М.: ФОН, 1997. - 136 с.

2. Шестаков М.П. Моделирование процесса технической подготовки с использованием нейронной сети//Юбил. сб. научных тр. РГАФК.- М.: ФОН, 1997.-Том 1.-С.116-120.

3. Шестаков М.П. Управление технической подготовкой спортсменов с использованием моделирования//Теория и практика физической культуры. - 1998.-N3.- С.51-54.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Шестаков, М.П. Моделирование тактической подготовки в спортивных играх / Шестаков М.П., Зубков В.М. // Моделирование спортив. деятельности в искусственно созд. среде (стенды, тренажеры, имитаторы) : (материалы конф.). - М., 1999. - С. 241-244.