КОНТРОЛЬ СПОРТИВНОЙ НАГРУЗКИ В ЛЫЖНЫХ ГОНКАХ

КОНТРОЛЬ СПОРТИВНОЙ НАГРУЗКИ В ЛЫЖНЫХ ГОНКАХ

В.Н.Манжосов

А.Г.Баталов, А.В.Кубеев,

В данной статье представлены результаты исследований, проведенных на кафедре лыжного спорта за последние 5 лет. Эти исследования касались проблемы интенсивности в лыжных гонках и системы нормирования спортивной нагрузки по информативным показаателям. Оценивались параметры внешней (физической) и внутренней (физиологической) сторон нагрузки в различных условиях деятельности лыжника. В частности, было получено и проанализировано несколько тысяч пульсограмм при выполнении различных тестовых нагрузок в полевых и лабораторных условиях, при выполнении тренировочных и соревновательных нагрузок с использованием различных средств, методов, продолжительности нагрузки, рельефа трасс, стиля передвижения и состояния спортсмена. Регистрация частоты сердечных сокращений (HR мин-1) осуществлялась автоматически с помощью прибора "Sporttester" РЕ-3000 и обрабатывалась с использованием ЭВМ по специальным программам.

Весь материал исследований получен при участии большого числа спортсменов старших разрядов и членов сборных команд страны по лыжным гонкам.

Проблема оценки интенсивности в лыжных гонках состоит в том, что спортивная нагрузка формируется в нестандартных условиях. Абсолютные показатели скорости хода могут изменяться от 5-7 м/с на равнине до 2-3 м/с на подъеме и до 15 м/с и более на спуске. При этом показатели физиологической интенсивности при преодолении указанных участков трассы изменяются также в значительной степени, но в обратной зависимости. На подъемах HR резко возрастает и может достигать величин, близких к максимальным, а на спусках HR заметно снижается. За 15-20 сек относительно пассивного спуска в среднем HR снижается на 15-20 мин-1 и более. На равнинном же участке трассы HR вновь увеличивается и достигает величин, близких к среднедистанционным. Такова специфика соотношения в изменении скорости и HR, продиктованная рельефом лыжных трасс.

Оценить интенсивность скорости и HR при такой вариативности абсолютных значений возможно лишь, используя их среднедистанционные показатели. Однако и здесь возникает практически непреодолимая трудность в оценке интенсивности по скорости. Это связано с тем, что условия выполнения спортивной нагрузки постоянно меняются.

Так, использование в тренировке специально-подготовительных упражнений (лыжи, лыжероллеры, кросс, кросс с имитацией) приводят к изменению скорости передвижения до 25%. Различия рельефа трасс могут изменить скорость до 17%, условия скольжения (качения для лыжероллеров) до 20%, а использование разных стилей хода изменяют скорость до 15%. Если учесть, что и текущее функциональное состояние спортсмена находится в постоянной трансформации, то становится ясным, что оценка интенсивности по внешним показателям нагрузки в системе подготовки лыжника-гонщика не приемлема.

Другим традиционным показателем в оценке интенсивности является HR. Многочисленный анализ пульсограмм, полученных в условиях тренировочных и соревновательных нагрузок, позволяет утверждать, что из всего многообразия показателей, связанных с частотой сердечных сокращений, ее среднедистанционная величина объективно отражает степень физиологической интенсивности, независимо от вышеперечисленных условий выполнения спортивной нагрузки (рис. 1,2).

За 100% физической и физиологической интенсивности в лыжных гонках приняты соответственно индивидуальные среднедистанционные показатели скорости хода и HR, показанные в соревновании на дистанции 10 км (V10км-HR10км). Диапазон индивидуальных значений HR10км лежит в пределах от 168 до 196 мин-1 и обладает высокой стабильностью. Вариативность же индивидуальных значений HR10км в течение спортивного года не превышает 1% (табл.1). Отмечена высокая стабильность этого показателя и на протяжении нескольких лет спортивной деятельности.

Таблица 1

Среднесоревновательная частота пулься у лыжников-гонщиков старших разрядов в гонках на 10 км одного сезона (1987-1988гг.)

Участники

HR в гонках на 10 км (мин-1) HR10км±n-1(мин-1) К вар. (%)
1-я 2-я 3-я 4-я
1 172,2 174,7 173,9 169,0 172,5±2,5 1,5
2 178,8 176,6 179,6 - 178,0±1,6 0,9
3 177,8 174,7 174,7 174,9 175,8±1,7 1,0
4 172,4 173,7 - - 173,1±0,9 0,7
5 190,4 192,2 - - 191,3±1,3 0,7
6 170,4 171,3 175,9 174,8 173,1±2,7 1,5
7 175,3 171,1 - - 173,2±3,0 1,7
8 180,0 180,6 - - 180,3±0,4 0,2
9 183,2 178,5 179,8 - 180,5±2,4 1,4
10 174,2 172,8 173,2 - 173,4±0,7 0,4
11 194,8 195,5 194,0 195,1 194,9±0,8 0,4

В качестве отправной точки в нормировании физиологической интенсивности нами также рассматривался показатель максимальной величины пульса (HRмах). Индивидуальные значения этой величины могут находиться в диапазоне от 175 до 225 мин-1. Максимальные значения, полученные на протяжении спортивного сезона в различных тестовых нагрузках (определение МАХ VО2: 1 - на велоэргометре; 2 - на лыжах, контрольные соревнования; 3 - в беге по стадиону на 5 км; 4 - на лыжероллерах классическим стилем на 8 км; 5 - на лыжах свободным стилем на 10 км; 6 - на лыжах классическим стилем на 10 км), имеют значительную вариативность (табл.2). Иными словами, измерение максимальной HR является процедурой весьма трудоемкой, требующей высокой мотивации, высокого уровня функциональной готовности спортсмена и специфичных (удобных) условий тестирования. Все это затрудняет измерение HRмах прямым путем, необходимое для осуществления контроля и делает ее малопригодной для практического использования. Многочисленные исследования индивидуальных величин HRмах и HR10км позволили установить универсальную связь между этими показателями, согласно этой связи HR10км составляет 92% от HRмах. Это соотношение позволяет косвенным путем измерить индивидуальные значения величин HRмах с высокой точностью.

Испытуемые HRmax в тестах (мин-1)
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й HR
(мин-1)
n-1
(мин-1)
К вар.
(%)
Р. 201 183 206 192 188 188 23 8,8 4,5
К. 185 178 201 195 185 178 23 9,3 5,0
П. 187 189 - 193 183 181 12 4,8 2,6
Г. 198 191 - 196 188 185 13 5,4 2,8
Ф. 176 180 196 186 - - 20 8,8 4,7

Рис.1 Зависимость изменения среднедистанционной HR от
интенсивности передвижения в различных средствах
1-лыжи; 2-лыжероллеры; 3-бег; 4-имитация.

 

Рис.2 Схематичное изображение возможных вариантов сочетания основных компонентов рельефа трасс (подъем, равнина, спуск) и зависимость HR от интенсивности выполняемой работы в различных вариантах сочетания компонентов рельефа трасс

Получена количественная характеристика зависимости между среднедистанционными показателями скорости хода и HR. В среднем с изменением скорости на 1% HR изменяется на 0,6%. Индивидуальные же различия этой зависимости весьма велики. Величина пульсового коэффициента при этом может составлять от 0,4 до 1,2%. Выяснено, что количественное соотношение V-HR, с одной стороны, продиктовано индивидуальными особенностями деятельности сердечно-сосудистой системы спортсмена, а с другой - эта величина связана с состоянием спортсмена и мощностью выполняемой нагрузки. Для более точной оценки динамики HR на различных уровнях мощности работы был использован показатель скоростно-пульсового коэффициента (СПК=HR,%/V,%). На рис.3 представлена динамика показателей HR и СПК при выполнении тестовой нагрузки со ступенчато нарастающей мощностью работы на лыжероллерном тредбане (средние данные). В абсолютном большинстве случаев с изменением интенсивности (мощности) наблюдается заметное изменение количественной характеристики исследуемой зависимости на трех участках графика. Известно, что работа на различных уровнях интенсивности обеспечивается различными биохимическими механизмами энергообразования. Косвенной иллюстрацией включения этих механизмов может служить динамика HR и СПК. На основании этих исследований получены эквиваленты HR, соответствующие анаэробным и аэробным порогам энергообмена (АнП, АэП). По нашим данным, зона АнП лежит в пределах от 86 до 90% от HRмах, АэП в пределах от 64 до 68%. Предложенная методика определения индивидуальных зон на уровне АнП и АэП дает возможность определенным образом классифицировать направленность воздействия тренировочных и соревновательных нагрузок в лыжных гонках.

Рис.3

Изучен так называемый эффект пульсового "дрейфа" - неуклонное нарастание HR, возникающее при выполнении нагрузки с постоянной скоростью хода. Выяснено, что этот эффект наблюдается при интенсивности нагрузки, превышающей 80% от HRмах, причем скорость нарастания HR () тем выше, чем выше интенсивность выполняемой нагрузки (рис.4). В условиях напряженной работы возникновение этого эффекта объясняется необходимостью включения в работу новых двигательных единиц, что, в свою очередь, требует доставки дополнительного количества кислорода к работающим мышцам. Эффект "дрейфа" хорошо проиллюстрирован на рис.5, в представленном эксперименте отмечена высокая степень корреляции показателей HR и ПК.

Рис.4 Зависимость скорости "дрейфа" HR от интенсивности
(
=-3,943+0,0440 HR, %) (=-2,28+0,0274 V, %)

Рис 5.

Серия экспериментов, связанных с эффектом "HR-дрейф", позволила выявить зависимость между интенсивностью и предельным временем работы (рис.6).

Рис 6.

Это позволит определять 100-процентный объем работы на заданном уровне интенсивности. Выполнение тренировочного задания с постоянной скоростью является типичным для циклических видов спорта, поэтому знание и учет соотношения физической и физиологической сторон нагрузки весьма важны при программировании величины и направленности спортивной нагрузки.

На основе анализа большого количества пульсограмм, полученных в соревнованиях на различных дистанциях (от 5 до 60 км), определена зависимость между соревновательной величиной HR и временем работы (Т) (рис.7). По существу впервые получена "кривая рекордов" в лыжных гонках по HR. Это позволяет классифицировать соревновательную деятельность лыжника-гонщика по уровню физиологической нагрузки. В связи с этим вводится новый показатель в оценке величины нагрузки - напряженность по HR (SHR). S - это интегральная оценка воздействия спортивной нагрузки на организм спортсмена в условиях продолжительной работы при снижении абсолютных показателей интенсивности (V,HR) и нарастания утомления (рис.8). В практике лыжных гонок такая оценка чрезвычайно важна, т.к., с одной стороны, она позволяет учитывать (отражать) внешние условия выполнения

Рис.7 Предельная граница частоты пульса в зависимости от длительности нагрузки (лыжи)

нагрузки, о многообразии которых мы уже говорили в самом начале, а с другой - позволяет давать оценку с учетом текущего (внутреннего) состояния спортсмена. Таким образом, появляется реальная возможность классифицировать величину срочного тренировочного эффекта по показателю напряженности (СТЭ=SHR,%). На наш взгляд, это ключ к пониманию закономерностей в формировании спортивной нагрузки в лыжных гонках. Кроме того, предлагается оценивать величину СТЭ соответствующей суммой очков (очки=Ттр/10+Sтр-71).

Рис 8.

Тренировка лыжника-гонщика - это процесс накопления (аккумуляции) физического и психического потенциала, который должен максимально реализоваться (разрядиться) на соревнованиях. Поэтому система тренировок нами рассматривается как положительное суммирование тренировочных эффектов, количественным выражением которых и является определенная сумма очков.

И в заключение представлены основные характеристики HR, используемые в нормировании спортивной нагрузки в лыжных гонках.

HR мин-1, %         Функциональная характеристика показателей


HRмах-100            Максимальный пульс - величина, отражающая максимальные
                               функциональные возможности ССС

HR 10 -95              Максимальная 10-минутная среднедистанционная величина HR -
                                "физиологический пик", отражающий максимальную аэробную
                               мощность (аналог функциональных проб типа МПК, тест Купера)

HR10км-92            Среднедистанционная соревновательная величина HR, принятая в л/г
                               за 100-процентную точку отсчета в нормировании физиологической
                               интенсивности

HRАнП-86-90        Пульсовой эквивалент зоны анаэробного порога - максимальная
                               мощность работы, которая достигается без использования
                               анаэробного гликолиза.

HR"дрейф">80   Пульсовой дрейф - эффект непрерывного нарастания HR,
                               возникающий   при выполнении нагрузки с постоянной скоростью хода

HRАэП-64-68        Пульсовой эквивалент аэробного порога - мощность, при которой
                               мышечная деятельность обеспечивается исключительно за счет
                               кислородных (аэробных) механизмов энергообмена

HR-V                     Количественная характеристика зависимости среднедистанционных
                               показателей скорости хода и HR
                               HR(%)= 40+0,6V(%)

HR-ПК                   Количественная характеристика зависимости частоты пульса и
                               скорости   потребления кислорода
                               HR(%)=0,516VO2(%)+48,41 (бег)
                               HR(%)=0,37VO2(%)+62,8 (лыжероллеры, лыжи)

_
SHR                        Среднедистанционная величина физиологической напряженности по
                                HR

.
SHR                        Мгновенное (текущее) значение физиологической напряженности по
                                 HR


Все представленные выше показатели HR и их функциональные связи носят выраженный индивидуальный характер, учет этой индивидуальности, использование технических средств контроля, обработка и анализ информации с использованием ЭВМ могут обеспечить наиболее полную классификацию спортивной нагрузки в лыжных гонках и сделать процесс подготовки спортсмена управляемым.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Баталов, А.Г. Контроль спортивной нагрузки в лыжных гонках / Баталов А.Г., Кубеев А.В., Манжосов В.Н. // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. - М., 1993. - С. 217-225.