НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

Горская Г.Б., КубГАФК, Краснодар

Активное обсуждение теоретических аспектов подготовки спортсменов, интерес к которому усиливается в последнее время, отражает потребность в принципиально новых решениях связанных с ней прикладных проблем (Л.Я.Аркаев. Н.Г.Сучилин. 1997. Е.К.Бальсевич. 1991: Ю.В.Верхошанский. 1998; В.Н.Платонов, 1998: В.Б.Попов, 1998; В.Н.Селуянов, 1998; Ф.П.Суслов, В.П.Филин, 1998).

Большинство исследователей отмечает как наиболее очевидные тенденции перехода к проектированию процесса подготовки, преодолению "бессубъектности" тренировочного процесса, обращение к мобилизации потенциала личности спортсменов (Н.И.Пономарев, С.В.Дмитриев, 1992; Д.Д.Донской. С.В.Дмитриев. 1994: В.В.Коренберг. 1994).

Процессы, происходящие в психологии спорта, отражают тенденции научного осмысления подготовки спортсменов в целом.

Существующие концепции психологического обеспечения подготовки спортсменов принципиально ориентированы на психологически обоснованное проектирование подготовки спортсменов. Эта ориентация базируется на понимании психики не как препятствия, создающего помехи на пути к высоким достижениям, а как источника неиспользованных резервов, раскрытие которых создает предпосылки полноценной реализации возможностей спортсменов.

Полномасштабное применение концепции психологического обеспечения подготовки спортсменов сдерживается недостаточной разработанностью специальной психологической теории спортивной деятельности, которая могла бы служить основой психологически ориентированного проектирования спортивной деятельности.

Анализ современного состояния психологии спорта показывает, что к настоящему времени созрели предпосылки концептуального оформления психологической теории спортивной деятельности, обладающей необходимым потенциалом для решения прикладных психологических задач, выдвигаемых современным спортом. К ее существенным характеристикам можно отнести:

1) структурно-функциональный и структурно-генетический анализ психологических механизмов регуляции деятельности спортсменов, позволяющий определить вклад каждого этапа многолетней подготовки спортсменов в формирование психологических предпосылок их выхода на пик достижений:

2) личностно-деятельностный подход к оценке потенциальных возможностей спортсменов, на основе которого могут быть установлены ресурсы и ограничения самореализации высококвалифицированных спортсменов, обусловленные присущими им устойчивыми сочетаниями индивидуально-психологических свойств, что, в свою очередь, позволяет разрабатывать программы психологического обеспечения подготовки спортсменов, способствующие раскрытию сильных сторон их психической индивидуальности и компенсации слабых;

3) принятие во внимание долговременности включения спортсменов в спортивную деятельность, превращения ее в специфический образ жизни, направленный на поддержание и совершенствование профессиональной формы, и возникновения в связи с этим долговременных регуляторов деятельности, определяющих устойчивый уровень психических нагрузок, переносимых спортсменами.

Теоретический подход, изложенный выше, позволяет вести психологическое обеспечение подготовки спортсменов по опережающему принципу, заблаговременно формировать психологические предпосылки самореализации высококвалифицированных спортсменов, своевременно используя возможности каждого этапа многолетней подготовки.

Многолетней опыт научно-исследовательской и научно-практической работы автора с яхтсменами высокой квалификации подтверждает существенный прикладной потенциал представленных выше теоретических положений.

В исследованиях установлена значимость учета долговременных регуляторов деятельности высококвалифицированных спортсменов, обусловленных спецификой жизненного контекста их деятельности, в качестве которых выступают значимые для спортсменов предметные и социальные условия их деятельности. К первым относятся: динамизм развития вида спорта, соответствие планирования подготовки и соревновательной практики индивидуально-психологическим особенностям спортсменов; особенности отбора в элитные команды и на ответственные соревнования. Ко вторым - степень устойчивости позиции спортсмена в элитной команде; условия, ведущие к ее закреплению или подрыву; относительная замкнутость среды общения; жесткость общения, обусловленная остротой конкуренции.

Индикатором влияния на спортсменов перечисленных факторов являются устойчивые изменения в структуре мотивации. Показателем осознания динамизма развития вида спорта является высокое стремление к самосовершенствованию, которое сохраняется у мастеров экстракласса, несмотря на достигнутые успехи. Неустойчивость социальной позиции в элитной команде ведет к стабильному росту заинтересованности в самоутверждении, в материальном благополучии, в благоприятных социально-бытовых условиях деятельности в сочетании с некоторым снижение заинтересованности в приобретении специальных знаний и навыков. Неуверенность в способности изменить неблагоприятную позицию в элитной команде к лучшему вызывает снижение мотивации достижения и соперничества, повышение заинтересованности в отсутствии психологического дискомфорта. Неготовность к жестким условиям взаимодействия с социальным окружением находит свое выражение в устойчивом снижении потребности в общении.

Специфика спорта высших достижений обусловливает усиление роли социально-психологических факторов как регуляторов деятельности элитных спортсменов: закрепление в элитной команде рассматривается высококвалифицированными спортсменами, прежде всего как социальная проблема, разрешаемая путем интенсификации социальных контактов, а не работы над повышением мастерства. Это приводит к усилению ориентации на приобретение значимых сточки зрения возможностей самореализации профессиональных связей, к возрастанию влияния социально-психологических источников стресса. Возрастает значимость учета социально-психологических Факторов при принятии управленческих решений, касающихся судьбы высококвалифицированных спортсменов, а также прогнозирования их психологических последствий.

Контроль и оптимизация воздействия на спортсменов высокой квалификации долговременных регуляторов их деятельности за счет квалифицированного психологического обеспечения подготовки приводит к устойчивому снижению психических нагрузок, к росту эффективности соревновательной деятельности, к продлению спортивной карьеры талантливых спортсменов.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Горская, Г.Б. Новые подходы к психологическому обеспечению подготовки спортсменов // Моделирование спортив. деятельности в искусственно созд. среде (стенды, тренажеры, имитаторы) : (материалы конф.). - М., 1999. - С. 284-287.